Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.95
  • EUR110.48
  • OIL73.46
Поддержите нас English
  • 1697
Новости

«Можно сделать радиоприемник, а можно — систему спутниковой связи». Экс-глава фирмы, подозреваемой в работе на ФСБ, — о поставках из США

Бывший директор фирмы, которая попала под расследование ФБР за незаконные поставки электроники из США в обход санкций, Сергей Ершов, заявил «Агентству», что все отгрузки, которые они делали до апреля этого года, были согласованы с Госдепартаментом США. В разговоре с The Insider он уточнил, что для получения разрешения на поставки нужно объяснить, кто и как будет использовать эти товары. При этом, по его словам, доказать впоследствии, что товары использовались не по назначению, невозможно. ФБР обвиняет компанию в том, что она поставляла электронику для российской армии и разведслужб.

14 декабря суд в США предъявил обвинение пятерым россиянам в закупках военных технологий в обход санкций. По версии Минюста, поставки шли «под руководством российских спецслужб» через сеть подставных фирм, расположенных по всему миру, в том числе, в США. Этой сетью, по данным следствия, руководили компании «Сертал» и «Серния Инжиниринг», зарегистрированные в России. ФБР считает, что услугами компаний пользовались Росатом, Минобороны, СВР и ФСБ. «Сертал» и «Серния Инжиниринг» в конце марта попали под санкции США, «Агентство» отмечает, что их данные на сайте OFAC совпадают с данными «СПАРК» и ЕГРЮЛ.

Ершов утверждает, что на все сделки с его компанией американские поставщики оборудования получали разрешение:

«В Госдепартаменте США есть подразделение, которое принимает решения, кому и что продавать, но это касается только техники, которая находится под эмбарго и так далее, либо товаров двойного назначения. Сам американский производитель запрашивает у этого подразделения Госдепа разрешение на продажу изделий определенной фирме.
Покупка делается следующим образом. Мы размещаем заказ у производителя, допустим, у американского. Размещаем либо непосредственно у него, либо у его представительства в России. После этого идет процедура согласования, то есть если оборудование не включено в списки и не подлежит прохождению через комиссию, то производитель просто его продает, а если входит в списки, то производитель требует от нас документ End user statement. В этом документе покупатель указывает, для какой организации предназначены эти товары, для каких целей они будут использоваться. Потом это согласуется с Госдепом. Госдеп дает добро или не дает».

«Как правило, купленные товары используются по заявленному назначению, но если их будут использовать для чего-то другого, это будет невозможно доказать», — сказал Ершов.

По словам Ершова, его компания поставляла радиоизмерительную технику и прочие товары. «Понятно, для чего эта техника используется. Те законы и правила, на которые ссылается ФБР, вышли уже после того, как мы осуществляли поставки. И сейчас они начинают выдумывать задним числом. Им просто нужно на кого-то накладывать санкции и как-то это обосновать», — отметил Ершов.

На вопрос, может ли он назвать организации, которым «Сертал» продавал купленную в США продукцию, Ершов ответил, что не помнит, «потому что это было давно». Он добавил, что ответственность за нарушение санкций лежит и на американских компаниях, но в суд он подавать не будет:

«По-хорошему, те компании, которые продавали нам товары, тоже должны нести ответственность. Если они продали нам продукцию, которая запрещена была к продаже, получается, что они тоже виноваты в этом. Но к ним нет никаких претензий. Ну, что поделаешь? Я же не буду с ними судиться и спорить. С мельницами воевать нет смысла».

Ершов рассказал, что его компания, например, покупала измерительную технику, которая используется и для настройки телевизоров, и для настройки антенных систем, и для создания передатчиков:

«Это техника, без которой нельзя исследовать электрические схемы и сигналы. Ее можно использовать для того, чтобы сделать домашний радиоприемник, а можно настроить систему спутниковой связи. Дело в том, что есть запреты на частотные диапазоны, которые, по их мнению, могут быть использованы для военных целей. Сначала они вводили потолок в 30 ГГц, потом 40 ГГц, потом 50 ГГц. Есть определенные параметры измерительной техники, которые можно использовать с двойным назначением. Они вот так решили, и они считают, что эта техника может быть использована и там, и там».

По его словам, технологии приходится покупать на Западе, потому что в России это направление не развивается:

«Когда мы влились в ВТО, мы свои технологии все забросили, и поэтому всё осталось на Западе. Есть ведущие мировые производители такой техники в Америке, Германии, Японии и даже в Китае. Мы это направление в России загубили. Мы всё покупаем. Сейчас я знаю, что наши разработчики стремятся получить такие же результаты. Понятно, что должно пройти какое-то определенное время. Создадим эту технику. Эту технику сейчас может заменить Китай, но они тоже осторожничают, потому что там могут быть чипы и комплектующие, которые делаются в США, и те им могут перекрыть кислород».

Ранее Reuters совместно с Королевским объединенным институтом оборонных исследований выяснил, что западные страны продолжают поставлять в Россию полупроводники, несмотря на санкции. Для этого в Турции и Гонконге создаются фирмы-«прокладки». Так, с апреля по ноябрь США и страны Европы поставили России чипов на $777 млн, в том числе комплектующие от Intel, AMD, Texas Instruments, Analog Devices и Infineon.

15 декабря «Важные истории» опубликовали расследование, проведенное совместно с Reuters и Британским институтом оборонных исследований, в котором говорится, что западные компании продолжают поставлять России комплектующие для российских беспилотников «Орлан-10» во время войны в Украине. Только за прошедшие месяцы 2022 года РФ сделала закупки на сумму более $25,75 млн (1,65 млрд рублей), в том числе у компаний из США.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari