Российские торговые судна «Михаил Ненашев», «Федор» и «Николай» замечены в Турции, когда они предположительно перевозили в порты страны «незаконно присвоенные товары из оккупированной Украины». Об этом в своем аккаунте в Twitter сообщает автор блога Bosphorus Observer Йорук Ишик.
Базирующийся в Астрахани корабль «Михаил Ненашев», по данным Ишика, везет пшеницу из Севастополя в Искендерун. Сухогруз «Федор» прошел Босфор по пути в Севастополь после доставки кукурузы в Бандырму. «Николай» шел через Босфор транзитом, перевозя кукурузу в Измир, пишет блогер.
«Судоходство из Крыма в турецкие порты продолжается беспрепятственно и безнаказанно, вопреки турецкой политике!» — пишет Ишик.
Крым, аннексированный Россией в 2014 году, производит мало пшеницы из-за отсутствия развитой системы орошения и нехватки воды, которую ранее поставляла на полуостров Украина по Северо-Крымскому каналу. В 2014 году он был перекрыт. Зато на украинских территориях к северу от Крыма ежегодно собирают урожай в миллионы тонн пшеницы, которая идет на экспорт.
После захвата российскими войсками юга Украины журналисты заметили, что резко увеличился экспорт пшеницы из Севастополя: в марте и апреле он составил 100 тысяч тонн. По данным украинских властей, в настоящее время тысячи тонн пшеницы перевозятся на грузовиках в Крым. По оценкам Минобороны Украины, с начала российского вторжения было похищено и вывезено не менее 400 тысяч тонн украинского зерна. В украинской разведке утверждают, что в больших объемах из Украины вывозятся также свекла, картофель и капуста.
Эксперты отмечают, что мир крайне заинтересован в украинском зерне, даже если его придется покупать контрабандными путями, например через Сирию. Больше всего от нехватки продовольствия пострадают беднейшие страны. «Грузы до Африки и Ближнего Востока все же доходят, но проблема в том, что зерно слишком подорожало. В Египте 70% населения сидит на программе субсидирования хлеба, который сейчас продается там за копейки. У них ситуация непростая», — говорил The Insider директор Аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.