Официальный курс доллара и евро в России опустился до довоенных уровней. Это происходит вопреки продолжающейся войне с Украиной и новым санкциям со стороны Европы и США. Экономист Ярослав Романчук объясняет: нынешний курс рубля к валютам отражает лишь желанное представление Центрального банка и правительства России о стабильности, а не реальное положение дел на рынке.
Курс как цена валюты, выраженной в другой валюте, — это рыночный феномен. Сегодня он скорее отражает идеологические и геополитические предпочтения Кремля, чем рыночное соотношение сил. Радикально поменялся режим пользования валютой у физических и юридических лиц, радикально поменялась внешняя ситуация, и поэтому вся российская экономика перешла в режим ручного управления, приблизилась к белорусской.
Курс рубля к валютам отражает желанное представление Центрального банка и правительства России о стабильности. Когда предприятия почувствуют на себе силу санкций через 2-3 месяца, вот тогда и начнутся курсовые качели. То, что сегодня доллар стоит 75-80 рублей — это как стоимость доллара в Советском Союзе, где он стоил 64 копейки. Это не рыночный показатель, поэтому, когда мы говорим о курсе российского и белорусского рубля, мы можем брать слово «курс» в кавычки.
Любую твердую валюту можно из банка изымать и класть себе под матрас, потому что российские банки, как и любые финансовые организации, подвержены регулированию и приказам. Те, кто верил в российский рубль, очень серьезно ошиблись, как в свое время было с пенсионными вкладами. Чем быстрее люди избавятся от своих вкладов, разорвут связи с финансовыми организациями и перейдут в твердую валюту, тем выше шансы, что они минимизируют потери. Если есть какой-то шанс получить любую валюту — её надо получить. Если сегодня евро нельзя снять, потом и доллар будет нельзя.
Понятие честного курса (если, например, вас попросят одолжить денег) теперь определяется отношениями двух людей. Они посмотрят пять источников и сами решат, что такое «честно» сегодня. Другой честности нет и не будет, пока существует ручное управление валютной политикой и курсом.
В конце 90-х в Беларуси было минимум пять курсов, и разница между ними была почти в 300%. Это следствие ручного регулирования валютного рынка, квот, запретов, ограничений и так далее. У вас есть некое субъективное представление о том, что такое курс евро, и все будет как на базаре: люди начнут торговаться за доллары, евро, будут сайты с неформальными котировками. И это все станет информационным ориентиром для участников валютных операций.