Профильный комитет Госдумы вернул законопроект о пытках его автору, сенатору Людмиле Нарусовой, так как в нем отсутствуют отзывы Правительства и Верховного суда РФ. Об этом сообщает ТАСС.
Законопроект был подготовлен Нарусовой вместе с Уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой. Согласно проекту закона, показания, полученные под пытками, признаются недопустимыми. Предусмотрены срочное медобследование после жалоб на насилие и борьба с «пресс-хатами» (отправкой неугодных заключенных в камеры, где над ними издеваются по указанию администрации).
Законопроект Нарусовой, который был возвращен сенатору, выделяет пытки в самостоятельный состав преступления с максимальным наказанием до 15 лет лишения свободы.
Вместе с тем Госдума 16 февраля приняла в первом чтении законопроект, авторами которого выступили главы комитетов Госдумы и Совета Федерации по законодательству Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Согласно их проекту, пытки будут наказываться лишением свободы на срок от 4 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.
Ранее на пресс-конференции Нарусова раскритиковала законопроект о пытках Клишаса ― Крашенинникова. Об этом сообщает Telegram-канал SOTA. По ее словам, Клишас лично сказал ей, что примут именно его законопроект, а её ― нет.
Правозащитные организации «Общественный вердикт» и Комитет против пыток также выступили с резкой критикой текущего законопроекта, прошедшего первое чтение. Они полагают, что законопроект Клишаса ― Крашенинникова опасен и бесполезен. Для пыток не предусмотрено отдельной статьи в Уголовном кодексе, «им отводится беспредметная роль превышения должностных полномочий», указывают правозащитники.
Предусматривается, что часть 3 статьи 286 Уголовного кодекса о превышении полномочий с применением насилия будет продолжать действовать, а значит правоприменителям «создают удобный способ продолжать работать по старому шаблону», поскольку на практике необходимо будет разграничивать превышение с насилием (часть 3) от превышения с пыткой (предлагаемая часть 4). Тем самым, по мнению правозащитников, авторы законопроекта подталкивают следователей к манипуляциям.
Правозащитники отмечают также, что определение термина «пытки», содержащееся в примечании к законопроекту, противоречит международным требованиям, которые Россия приняла в качестве обязательных. «Проект закона сознательно и грубо не учитывает неотъемлемую часть определения Конвенции [против пыток], которая говорит о виновности лиц, с чьего молчаливого согласия, попустительства или поощрения происходят пытки», говорится в обращении Комитета против пыток и «Общественного вердикта».
«Общественный вердикт» и Комитет против пыток разработали и опубликовали альтернативный законопроект, где пытки выводятся в отдельный состав преступления и предусмотрено разделение пыток и иных видов жестокого обращения.
Законопроект от правозащитников учитывает отдельные признаки, утяжеляющие ответственность (групповой характер, особая жестокость и другие) и предполагает наказание от 3 до 20 лет лишения свободы в зависимости от тяжести пыток и жестокого обращения с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью от 3 до 10 лет.
Правозащитники указывают, что наказание за пытки должно быть суровым и не иметь сроков давности, а незаконное насилие должно стать крайне опасным для тех, кто отвечает за учреждение на самом высоком уровне, знает о применении пыток и непосредственно не участвуя в пытках, поручает их своим подчиненным.