Проект «ОВД-Инфо» опубликовал доклад о том, как силовики используют технологию распознавания лиц для задержания участников массовых акций постфактум. В 2021 году в России уже после окончания митингов и акций были задержаны 454 человека. 363 из них — после митинга в поддержку Алексея Навального, который прошел 21 апреля.
На апрельской акции задержания не носили столь массовый характер, как это было во время зимних протестов. Но уже спустя несколько дней стало очевидно, что власти поменяли тактику и стали задерживать участников по записям камер видеонаблюдения.
В течение недели после 21 апреля в Москве задержали более ста человек, а в суды поступило более 180 дел о нарушении порядка проведения публичного мероприятия (по статье 20.2 КоАП).
Задержания протестующих уже после окончания акции или задержания постфактум начали практиковать в 2018 году. « ОВД-Инфо» насчитал 219 таких случаев в 39 регионах России, в основном они носили единичный характер: в связи с одной акцией задерживали одного-двух человек, в исключительных случаях число задержанных доходило до десяти.
Широко задержания постфактум начали применять в 2020 году во время протестов против ареста губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. С июля по начало декабря 2020 года «ОВД-Инфо» зафиксировал там 121 задержание постфактум — почти вдвое больше, чем на самих акциях.
Авторы доклада отмечают, что Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, которая ратифицирована и Россией, устанавливает ряд требований к законодательству о распознавании лиц, которые не соблюдаются в России и игнорируются судами. Например, несмотря на то что срок хранения записей с камер наружного наблюдения не может превышать одного (в исключительных случаях двух) месяца, некоторых людей привлекали к административной ответственности спустя пять месяцев после акции.
Как отмечает адвокат и юрист «Роскомсвободы» Екатерина Абашина, «применение технологии распознавания лиц против протестующих является неправомерным, потому что эта технология находится в серой зоне регулирования и нет четких и конкретных правил о том, в каких случаях допустимо ее использовать. И это, в частности, связано с тем, что технология распознавания лиц обрабатывает биометрические данные граждан, а по закону о персональных данных это можно делать либо с согласия самого гражданина, либо в тех случаях, которые установлены федеральными законами. И нет [таких] федеральных законов, которые бы установили в качестве допустимого случая сканирование людей во время митингов с целью наложения на них административных штрафов».
По закону доступ к биометрическим данным может быть использован для установления личности только в ходе оперативно-розыскных мероприятий (или с согласия самого человека). Но оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в случае совершения уголовного преступления, а не административного правонарушения.
Как отмечается в докладе, позиция судов и других органов власти, считающих законным применение распознавания лиц для поиска участников акций, основана на трех основных аргументах:
- распознавание лиц участников протестных акций не является обработкой персональных данных;
- камеры записывают информацию о территориях, а не о людях;
- система распознавания лиц используется в целях поддержания правопорядка или в иных публичных интересах.
Все эти аргументы, как отмечают авторы доклада, несостоятельны.
В докладе подчеркивается, что преследование постфактум сопряжено с серьезным вторжением в частную жизнь и влиянием на другие сферы жизни, не связанные с гражданской активностью. Полицейские могут приходить как по прописке, так и по актуальному месту жительства. Кроме того, силовики задерживали участников акций протеста на рабочих местах и в учебных заведениях.