В Кемеровской области люди не могут купить уголь для отопления собственных домов. Одна из жительниц сообщила в соцсетях, что ей отказали, так как продажа топлива зависит от Москвы. Многие ответили в комментариях, что с такой проблемой они сталкиваются годами. На это обратило внимание издание «Тайга.Инфо».
«Пришли выписывать уголь на Кузнецкий, 98. Сказали, что не подписан какой-то контракт с Москвой и неизвестно, когда подпишут. Без этого договора нам не могут выписать уголь, — рассказала подписчица паблика „Инцидент.Кузбасс“. — Это как вообще?! Москва должна дать нам разрешение на покупку собственного угля? На дворе зима, уголь кончается. Пенсионерам покупать топливо в мешках, в два раза дороже?»
По словам еще одного подписчика, Армена Аватесяна, он столкнулся с той же проблемой два года назад.
«Я позвонил в головной офис, мне ответили дословно, что «Мы являемся ООО, хотим продаём уголь, а хотим нет», — пишет Аватесян. — Меня это возмутило. Далее позвонил в департамент угольной промышленности (обе вышеперечисленные конторы находились в одном и том же здании ), я передал слова от гортопа начальнику департамента, на что он ответил «Ну да, а с каким моментом вы не согласны ... да и вообще какое вы имеетеотношение к угольнойпромышленности». Я тогда напомнил ему, что недры РФ в первую очередь принадлежат народу. Тот на несколько секунд потерял дар речи, после чего начал оправдываться, что он маленький человек и ничего не решает. Проблема так и не была решена. Да, кстати, и первые и вторые мне посоветовали съездить на Сибиряки и купить уголь у перекупщиков, на что я обоим начальникам предложил самим ехать на Сибиряки и стоять там».
Позже официальный аккаунт мэрии Кемерова ответил в комментариях, что «по информации специалистов управления жилищно-коммунального хозяйства, выписка угля в кассах «Кузбасстопливосбыт» в городе Кемерово в настоящее время возобновлена».
По адресу Кузнецкий проспект, 98, о котором пишет подписчица, находится «Кузбасстопливосбыт». Это дочерняя структура «Кузбасской топливной компании» (КТК) — одной из крупнейших поставщиков угля для частных домохозяйств в Западной Сибири, пишет «Тайга.Инфо».
По данным издания, КТК после приватизации перешла в собственность частных предпринимателей. В частности, — бывшего вице-губернатора региона Игоря Прокудина. В 2016 году он покинул пост гендиректора, но, по данным на конец 2018-го, он контролировал более 50% акций через кипрскую Haver Holding Limited. В 2019 году Прокудин и другой акционер Вадим Данилов продали свои пакеты миллиардеру Михаилу Гуцериеву.
Последний находится под санкциями Евросоюза, — по информации ЕС, Гуцериев является «давним другом» проигравшего президентские выборы Александра Лукашенко, и именно благодаря этой дружбе бизнесмен накопил богатство и влияние в белорусской политике. Он занимает 60-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России 2021 года по версии Forbes. Издание оценивает его состояние в $2,5 млрд.
Кроме того, топливо поставляют напрямую и угледобывающие компании — например, АО «Алтай-СУЭК» — дочерняя компания «Сибирской угольной энергетической компании» олигарха Владимира Мельниченко.
Как сообщает «Тайга.Инфо», в 2021 году жители Кемеровской, Новосибирской, Омской областей и Алтайского края столкнулись с небывалым дефицитом угля. В Алтайском крае власти заявили, что это связано, в том числе, с увеличением экспорта. Значительная часть топлива продается Китаю — в декабре 2021 года «Ведомости» сообщали, что импорт угля в Китай в ноябре вырос втрое в сравнении с ноябрем 2020 года.
Кузнецкий угольный бассейн является одним из самых крупных угольных месторождений мира. На долю Кузбасса приходится почти 60 % добычи каменных углей в России, около 80 % от добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей — 100 %.
Компании, занимающиеся добычей угля в кузбасских шахтах, регулярно отчитываются о перевыполнении годового плана. Одно из таких шахт-рекордсменов являлась «Листвяжная». 25 ноября 2021 года в ней в ее вентиляционном штреке произошел взрыв метана. Погиб 51 человек, в том числе пять спасателей.
После аварии представители прокуратуры, Ростехнадзора, полиции и чиновников, после аварии провели проверку шахт Кемеровской области, в ходе которой были выявлены более 600 нарушений, позже это число увеличилось до 2000 нарушений. Действующие и бывшие шахтеры рассказали журналистам о том, что для увеличения производства руководство шахт пренебрегает мерами безопасности, в частности, заклеиваются датчики содержания в воздухе метана.