Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD79.31
  • EUR92.86
  • OIL61.78
Поддержите нас English
  • 1840

Вопреки оптимистичным прогнозам 2022 года, массовый исход международных брендов не привел к стремительному развитию российских производителей одежды. Усиление фискального давления и общая неопределенность, подорожание сырья и фурнитуры, конкуренция со стороны Китая, уход покупателей на маркетплейсы и общее падение спроса (в 2025 году покупателей не привлекла даже «черная пятница») — все это стало ударами по отрасли. Отдельные истории успеха есть среди премиальных брендов, но массмаркет представлен в основном ретейл-операторами, привозящими иностранный товар, а люкс — байерами. Это не импортозамещение, а импортное размещение, констатирует историк моды Александр Васильев. Полноценной производственной базы в стране нет. Закрытие магазинов приобрело системный характер.

Содержание
  • Магазины и производители массово закрываются

  • Импортозамещение не удалось

  • Люди обеднели или готовятся обеднеть

  • Когда маржа меньше фискальной нагрузки

Магазины и производители массово закрываются

В первые месяцы после ухода Zara, Bershka, H&M и других сетей одежды в 2022 году в российском фэшн-ретейле возникла иллюзия подъема: некоторые отечественные бренды увеличили продажи, а спрос в крупных городах рос быстрее предложения. Но уже к 2024–2025 годам стало очевидно, что этот эффект был временным. Рост арендных ставок, подорожание сырья и фурнитуры, падение потребления, несмотря на рост доходов, который показывает статистика, сделали развитие отрасли крайне затруднительным.

«Подорожало все в стратосферу, — рассказала The Insider предпринимательница из Подмосковья, которая владеет одной из маленьких фирм по пошиву худи и футболок. — Раньше рулон ткани стоил 30 тысяч рублей, а сейчас 46. Сижу, свожу бухгалтерию».

Один из владельцев небольшого магазина одежды в Москве добавляет: «Ставки аренды выросли, а окупаемость под большим вопросом. Содержать точку с ассортиментом, кассой и персоналом — это уже роскошь, которую маленькие бренды не могут себе позволить».

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Содержать точку с ассортиментом, кассой и персоналом — это уже роскошь для маленьких брендов

Проблемы заметны даже в нишах, где спрос, казалось бы, должен быть стабильным. Совладелец компании по производству спецодежды для медиков и рабочих из Центральной России говорит: «Даже наша категория уже не чувствует себя уверенно. По стране торговые точки со спецодеждой закрываются одна за другой. Люди экономят на всем».

Статистика показывает, что в целом в России за годы полномасштабного вторжения выросло производство одежды, но в нее входит и военная форма. По данным Росстата, в январе–октябре 2025 года в среднем одежды произведено на 3% меньше, чем в те же месяцы прошлого года. Зато «спецодежды прочей» на 13% больше.

Магазины и производители массово закрываются. Проблемы уже привели к банкротству крупного производителя и продавца одежды «Модный континент», который владел магазинами марки Incity и белья Deseo. Часть из них компания уже закрыла. Бренд одежды Just Clothes, называвший себя «российским аналогом Uniqlo», успел открыться и закрыться. Сворачивает бизнес и компания «Глория Джинс» — она продала большинство швейных фабрик из-за убытков и оттока кадров на военные предприятия, а также закрыла не проработавшие и года магазины бренда одежды для подростков “Ready! Steady! Go!”. И собирается переносить производство из России в Бангладеш, Вьетнам и Узбекистан.

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Магазины российской Just Clothes открылись на месте Uniqlo, но быстро закрылись, не сумев заменить высокотехнологичную марку
Магазины российской Just Clothes открылись на месте Uniqlo, но быстро закрылись, не сумев заменить высокотехнологичную марку

За десять месяцев 2025 года в России закрылись или распродают остатки 12 брендов одежды, и почти все в этом списке российские, подсчитали в NF Group. А в третьем квартале, по их же данным, половину всех закрывшихся торговых точек составили именно магазины одежды и обуви. Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин связывает это с общей стагнацией экономики: все больше покупателей отказываются от новых покупок и предпочитают носить то, что уже есть.

Импортозамещение не удалось

Предприниматели, с которыми поговорил The Insider, объясняют, что после ухода западных сетей освободившийся рынок так и не достался российским производителям. Рассчитывать на рывок было наивно, поскольку настоящего ухода не было.

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Пошив военной одежды в Екатеринбурге
Пошив военной одежды в Екатеринбурге

«Теоретически — да, это должно было дать отечественному производителю шанс. На практике все ушедшее осталось, только под другими вывесками. Был один лейбл, повесили другой. То же самое, что произошло с McDonalds после его ухода и появлением на его площадках ресторанов „Вкусно — и точка“. Поменяли название, меню чуть подкрутили, но по сути все то же самое», — рассуждает производитель спецодежды.

Место прежних магазинов Inditex пыталась занять дубайская компания Fashion And More Management DMCC с магазинами Maag, Dub, Vilet и Ecru. Однако из-за невысокой рентабельности довольно быстро закрыла часть точек. На деле заменой Inditex можно считать российского ретейлера Melon Fashion Group — магазины Love Republic, Befree, Zarina, Sela и Idol. Эту одежду производят в основном на фабриках Китая, а контроль над компанией остается у шведских акционеров.

Отчасти доля рынка перешла и к марке Lime (ООО «Стиль трейд»), производство которой, впрочем, тоже находится в Китае и Турции. Есть и другие ретейл-операторы, работающие преимущественно на импортном ассортименте, в том числе из Азии. Всего, по оценкам аналитиков, около трети заказов российских брендов сегодня размещается в Китае и более 5% — в Кыргызстане, тогда как локальные фабрики проигрывают по цене и издержкам.

Сформировался лишь узкий сегмент собственно российских брендов, которые сумели занять часть освободившейся нише. Это 12 Storeez, представляющий уже премиальную категорию. Флагманский бутик бренда в декабре 2024 года открылся в ГУМе. Но в 2025 году проблемы настигли и их. «Октябрь мы закрыли с минусом в продажах к прошлому году. Такого не было в истории компании никогда. Это новый опыт, который мы проживаем впервые», — признавался сооснователь бренда Иван Хохлов. Или, например, бренд Cocos, который развивала Мария Титова, дочь бизнес-омбудсмена Бориса Титова, тоже почувствовал, что нужно менять формат, и теперь это Abrau Club, «клубное пространство, кафе и магазин», которые уже открыты в Москве, Абрау-Дюрсо и Геленджике.

В целом структура офлайн-рынка, по мнению бизнесменов, практически не изменилась: массовый сегмент заполнен тем же ассортиментом, только под новыми названиями. А богатая буржуазия и дамы из правительственных кругов все равно предпочитают дорогие западные бренды. «Им их привозит Лилия Рах — байер из Казахстана», — рассказывает историк моды Александр Васильев. Он описывает ситуацию собственным термином «импортное размещение», имея в виду, что потоки иностранной одежды, включая люкс и винтаж из Европы, продолжают въезжать в Россию через Беларусь, Грузию, Казахстан и страны Балтии. Рынок байеров остается фрагментированным и полулегальным, но он оттягивает на себя платежеспособную аудиторию, которая в иных условиях могла бы стать клиентами российских дизайнерских брендов. Таким образом, даже после формального ухода западных компаний их продукция продолжает конкурировать с локальными производителями, пусть и в обход официальной розницы.

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Лилия Рах, байер из Казахстана, обеспечивающая, по словам Васильева, российскую элиту люксовыми брендами
Лилия Рах, байер из Казахстана, обеспечивающая, по словам Васильева, российскую элиту люксовыми брендами

Принципиально изменилось другое, особенно за последние два года, — сам процесс покупки одежды россиянами. Значительная часть покупок переместилась в интернет-магазины, прежде всего на Wildberries и Ozon. Там покупатели получают тоже в основном товары азиатского производства, чаще всего китайского, но по более низкой цене. Китай стал универсальной производственной платформой, где шьется как ультрадешевый товар, так и продукция вполне приемлемого, а иногда и высокого качества — в зависимости от тканей, контроля и бюджета.

Поэтому российские производители одежды испытывают сильнейшее давление со стороны импорта из Китая. Отдельной проблемой предприниматели называют работу маркетплейсов Wildberries и Ozon, где они находятся в заведомо неравных условиях. По словам российских предпринимателей, продавцы из Китая часто получают более низкие комиссии (от 5–16%) по сравнению с российскими продавцами (35–38%), более выгодные логистические тарифы и дополнительные инструменты продвижения.

Российские производители при этом сталкиваются с более высокими издержками, требованиями по маркировке и сертификации, а также с меньшей видимостью внутри платформ. В результате маркетплейсы, которые могли бы стать опорой для локального производства, в глазах многих предпринимателей работают скорее в пользу трансграничной торговли, чем в поддержку российских брендов.

Проблемы российской фэшн-индустрии гораздо глубже, чем просто уход или не уход западных брендов. Кризис носит системный характер, говорит Васильев, и затронул как массовый рынок, так и творческую часть индустрии. Во-первых, это дефицит идей. В 2023 году умерли Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, напоминает он, два ключевых дизайнера, определявших лицо российской моды. Хотя появились яркие представители нового поколения, такие как Татьяна Парфëнова, Алена Ахмадуллина, Юлия Янина, «сопоставимой по значимости и популярности замены так и не появилось», считает Васильев.

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Историк моды Александр Васильев в программе «Модный приговор», которую он покинул, как и Россию, после начала полномасштабной войны. С 2024 года программу ведет Лилия Рах
Историк моды Александр Васильев в программе «Модный приговор», которую он покинул, как и Россию, после начала полномасштабной войны. С 2024 года программу ведет Лилия Рах

Во-вторых, отсутствие производственной базы. «Текстильная индустрия развита плохо: мало технологий, мало сырья, мало спроса. Иваново, бывший центр текстиля, сейчас в основном выпускает технические ткани: вафельные полотенца, брезент, больничную байку. Есть небольшие производства льняных мебельных тканей, но это нишевые истории. Полноценного производства модного текстиля и трикотажа в России нет», — перечисляет Васильев. Фурнитура почти полностью китайская, а за «шелковыми, праздничными, свадебными и кружевными тканями российские дизайнеры по-прежнему летают в Арабские Эмираты и привозят метраж небольшими партиями — для индивидуальных богатых клиентов». «Даже военную форму пришлось заказывать в Китае», — напоминает он.

Люди обеднели или готовятся обеднеть

С 2022 года по сентябрь 2025-го обувь в России подорожала на 59%, одежда — на 36%. Правда, к 2025 году рост цен в этой категории приблизился к общей инфляции — 6–9%. Но, как объясняют эксперты, это не означает стабилизации цен, просто рынок уперся в предел возможностей покупателей.

«Да, одежда подорожала процентов на тридцать, но пока ситуация не воспринимается как трагедия. Шмотки — они и есть шмотки, и даже если магазины закрываются, люди все равно заказывают через Wildberries и другие маркетплейсы», — комментирует изготовитель спецодежды. Правда, ассортимент маркетплейсов часто представляет собой контрафакт или подделку.

Потребительские приоритеты изменились, отмечает московский бизнесмен, с которым поговорил The Insider: «Растет общепит, а рынок одежды — нет. Люди, у которых остаются свободные деньги, чаще выбирают кафе или бар, а не новую футболку». У такого выбора, по его словам, много причин: кто-то справляется со стрессом, заедая его, кто-то компенсирует нехватку общения после отъезда друзей. «Еда — это социальный ритуал. Одежда такой функции почти не выполняет. Одежды можно покупать меньше — и люди реально начали покупать меньше», — констатирует предприниматель.

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Люди, у которых остаются свободные деньги, чаще выбирают кафе или бар, а не новую футболку

Эти наблюдения подтверждают исследования: в 2025 году 31% россиян сознательно избегали лишних покупок и стали значительно более расчетливыми, подсчитал РБК. «Люди либо уже стали беднее, либо готовятся к тому, что будут беднее», — объясняет московский предприниматель.

Когда маржа меньше фискальной нагрузки

Собеседники The Insider ожидают, что дальше ситуация ухудшится и решающий удар по производителям одежды нанесут вовсе не санкции, а налоговая и регуляторная политика. Во-первых, с 2026 года ставка НДС поднимется с 20 до 22%, что автоматически увеличивает себестоимость продукции и делает небольшие предприятия менее рентабельным.

Во-вторых, бизнес опасается изменения режима самозанятых. Пока его не отменили, но предложения такие уже звучат. Для небольших предприятий это критично. Если вместо нынешних 4% им придется платить полноценные налоги и взносы, то многие малые предприятия будут уходить в тень.

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Бизнес опасается изменения режима самозанятых, для небольших предприятий это критично

В-третьих, правительственная комиссия уже одобрила повышение максимальных штрафов за экономические преступления — теперь они в 1,5–5 раз больше. За уклонение от налогов штрафы теперь могут достигать 2,5 млн рублей (вместо 300 тысяч), и для малого бизнеса получить такое наказание фактически равносильно закрытию.

Предприниматель из Центральной Росси жалуется: «Если у тебя в итоге под 30–40% уходит на налоги, а реальная маржа — 25%, то каким бы гением ты ни был, математика все равно не сойдется. Помимо обычного налогообложения, сверху висит НДС, сейчас это 22%. При марже 25% — это вообще нереально».

Собеседник The Insider уверен: «Если предприятия вдруг начнут платить налоги по полной, как это должно быть в нормальной стране, то всё, можно сразу закрываться». Поэтому он считает уход от налогов и работу «в серую» оправданным.

Специалист по закупкам и формированию ассортимента товаров (чаще всего одежды и аксессуаров), который анализирует тренды и спрос для магазинов. В последнее время байером также называется посредник, который помогает частным лицам заказывать товары, недоступные в России.

Испанская корпорация, доминировавшая на российском рынке fast fashion до 2022 года, бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari