Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.60
  • EUR93.70
  • OIL64.37
Поддержите нас English
  • 1065
Экономика

Замороженная экономика. Без европейских денег Украину ждет глубокий кризис в течение года, вся надежда — на российские активы

Киеву жизненно важно получить 140 млрд евро, но где их взять, союзники пока так и не решили. Бельгия блокирует использование российских замороженных активов. Без них придется выделять помощь за счет национальных бюджетов или взять взаймы всем союзом, но оба эти варианта станут тяжелым бременем — бюджеты стран ЕС уже дефицитны, там укрепляют собственную оборону. Если деньги так и не найдут, Киев рискует потерять и другие программы поддержки и столкнуться с острой нехваткой финансов уже в начале следующего года.

Содержание
  • Что такое репарационный кредит

  • Почему Украине нужны деньги

  • Как до этого финансировали Украину

  • Денег уже не хватает

  • А дальше будет не хватать еще сильнее

Что такое репарационный кредит

Евросоюз активно обсуждает, как сделать Украине рождественский подарок — долгожданный репарационный кредит на 140 млрд евро под залог замороженных российских активов. Без дополнительных денег уже в начале следующего года Киев может оказаться в серьезном финансовом кризисе, из-за чего, вероятно, придется сокращать расходы бюджета, предупредил президент Украины Владимир Зеленский на саммите в Брюсселе.

В начале полномасштабного вторжения страны Евросоюза, G7 и Австралия заморозили около $300 млрд резервов Банка России в виде ценных бумаг и наличных средств. Бóльшая часть денег находится в Европе — примерно 210 млрд евро. Из них 140 млрд евро размещены в бельгийском депозитарии Euroclear.

В 2024 году страны ЕС договорились предоставить Украине финансирование за счет прибыли от замороженных российских активов, находящихся на его территории. Затем эти усилия объединили в более крупный кредит с партнерами по G7 и пообещали выплатить 45 млрд евро. Программа получила название Extraordinary Revenue Acceleration for Ukraine (ERA). По состоянию на конец октября этого года ЕС и G7 выделили Украине в таком формате 25,3 млрд евро.

Но даже этой поддержки уже недостаточно для обессиленной войной страны. Поэтому президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила предоставить Украине кредит, залогом для которого будут уже не доходы от замороженных российских активов, а сами активы. Механизм назвали репарационным займом, ведь возвращать деньги Киев начнет, когда получит репарации от Москвы.

Отсюда и сумма в 140 млрд евро — это те замороженные активы, которые подтверждены и находятся в Euroclear. Но Бельгия отказывается одобрить схему, опасаясь, что репутация страны пострадает, а ее институты обвинят в нарушениях. Представитель Брюсселя заявил, что страны ЕС должны договориться о распределении рисков и солидарной ответственности на случай, если придется возмещать эти средства России. Ему ответили, что Евросоюз не должен превращаться в «дискуссионный клуб, неспособный к действиям» и что платить за войну должна Россия, а не Украина.

Как отметила министр по делам ЕС Швеции Йессика Розенкранц, потребности Украины огромны и в долгосрочной перспективе страны ЕС не смогут покрывать их из национальных бюджетов. Сейчас основную финансовую нагрузку несут Германия, скандинавские и балтийские страны, поэтому, по словам министра, «необходимо, чтобы больше стран взяли на себя ответственность и договорились».

Если репарационный кредит согласовать не удастся, придется разрешить совместные займы либо выдавать деньги из национальных бюджетов, объясняет Еврокомиссия в письме, разосланном в столицы ЕС. Но оба эти варианта имеют недостатки. Заем обернется новыми миллиардами обязательств для национальных бюджетов, и без того обремененных долгами. Только процентов нужно будет выплачивать 5,6 млрд евро в год. На прямые гранты у правительств нет свободных денег, так что и в этом случае они будет вынуждены занимать, только уже не коллективно. Прийти к решению страны ЕС будут стараться до следующего саммита в декабре.

Почему Украине нужны деньги

Киев надеется, что российские замороженные активы все-таки смогут стать одним из основных источников финансирования на следующие два года. Репарационный кредит мог бы покрыть бóльшую часть дефицита госбюджета, обеспечив поступления 40 млрд евро из необходимых 52 млрд евро. А остальные 100 млрд евро пошли бы на военные нужды.

Если Евросоюз не придет к компромиссу, то Украина рискует потерять и другие программы поддержки. Международный валютный фонд может отложить предоставление нового кредита Украине на $8 млрд (в рамках действующей программы МВФ на $15,6 млрд уже выделено $10,6 млрд), если решение по российским активам не будет найдено.

Один из чиновников Еврокомиссии и дипломаты из трех стран-членов заявили Politico, что заключение соглашения по репарационному кредиту убедит МВФ в финансовой жизнеспособности Украины в ближайшие годы — а это необходимое условие для любой страны, которая претендует на финансирование от фонда.

Как до этого финансировали Украину

Всего в бюджет Украины в 2024 году поступил $41,7 млрд внешнего финансирования. Почти треть ($12,6 млрд) — это гранты, которые возвращать не нужно; а остальное — займы на льготных условиях.

Главным донором Украины был и остается именно Европейский союз. В 2024 году он предоставил Украине наибольшую финансовую помощь по Ukraine Facility на 2024–2027 годы. Общий размер поддержки достиг $17,3 млрд, из которых $3,2 млрд — гранты.

Сумма фигурировала в заявлениях стран G7, однако журналисты не смогли перепроверить эти данные и подозревают, что активов заморожено меньше.

Специализированный механизм поддержки, вступивший в силу 1 марта 2024 года и рассчитанный до 2027 года, предлагает до 50 млрд евро по трем программам: финансирование в обмен на выполнение политических и экономических условий; инвестиции в восстановление; деньги и консультации для вступления в ЕС.

Поддержка США тоже была чрезвычайно важной, в том числе благодаря грантовой форме, что позволило не увеличивать долговую нагрузку на украинский бюджет. В декабре 2024 года США передали Украине первый транш на $1 млрд по программе ERA (то есть обеспеченный доходами от замороженных российских активов). Тогда впервые Россия фактически начала платить за ущерб, нанесенный Украине.

В 2024 году Украина успешно прошла четыре пересмотра программы МВФ Extended Fund Facility. Это позволило привлечь еще $5,3 млрд от фонда. Также она получила поддержку от Японии, Всемирного банка и Канады.

Сумма фигурировала в заявлениях стран G7, однако журналисты не смогли перепроверить эти данные и подозревают, что активов заморожено меньше.

Специализированный механизм поддержки, вступивший в силу 1 марта 2024 года и рассчитанный до 2027 года, предлагает до 50 млрд евро по трем программам: финансирование в обмен на выполнение политических и экономических условий; инвестиции в восстановление; деньги и консультации для вступления в ЕС.

Эти деньги в основном шли на приоритетные социальные и гуманитарные статьи расходов. «Это позволило финансировать пенсии, зарплаты в образовании и секторе здравоохранения. Вся гуманитарная и социальная система была профинансирована», — отмечал руководитель Минфина Украины Сергей Марченко.

Сумма фигурировала в заявлениях стран G7, однако журналисты не смогли перепроверить эти данные и подозревают, что активов заморожено меньше.

Специализированный механизм поддержки, вступивший в силу 1 марта 2024 года и рассчитанный до 2027 года, предлагает до 50 млрд евро по трем программам: финансирование в обмен на выполнение политических и экономических условий; инвестиции в восстановление; деньги и консультации для вступления в ЕС.

Главным донором Украины был и остается именно Евросоюз

В этом году внешнего финансирования нужно чуть меньше, $39,3 млрд. И бóльшую часть из них бюджет уже получил. Теперь ERA — основной источник средств, а на втором месте программа Ukraine Facility от Евросоюза: 18,1 млрд евро обещано по ERA и 12,5 млрд евро – через Ukraine Facility. И только что, в ноябре, Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз выделяет еще почти 6 млрд евро по кредиту ERA и Ukraine Facility. Ожидается, что остальные средства от ЕС Украина получит до конца 2025 года.

Сумма фигурировала в заявлениях стран G7, однако журналисты не смогли перепроверить эти данные и подозревают, что активов заморожено меньше.

Специализированный механизм поддержки, вступивший в силу 1 марта 2024 года и рассчитанный до 2027 года, предлагает до 50 млрд евро по трем программам: финансирование в обмен на выполнение политических и экономических условий; инвестиции в восстановление; деньги и консультации для вступления в ЕС.

США, несмотря на новые санкции против России, дополнительного финансирования Украине не обещают. По программе Ukraine Security Assistance Initiative (USAI) предусмотрено всего $300 млн в 2025 году. В мае президент Украины Владимир Зеленский говорил о запланированных $15 млрд на помощь Украине на этот год и столько же на следующий. Но эти деньги будут вкладом американской стороны в американо-украинский инвестиционный фонд восстановления Украины, созданный в этом году для поддержки экономического восстановления страны. Согласно договоренностям, США и Украина будут выделять в фонд взносы (в равном объеме), которые затем пойдут на восстановление Украины, но уже после войны.

Денег уже не хватает

Несмотря на заявления председателя бюджетного комитета Роксоланы Пидласы, что дефицит бюджета в этом году будет полностью покрыт внешним финансированием, денег не хватает.

Так, чтобы полностью профинансировать зарплаты военным, Верховная рада должна была внести поправки в действующий бюджет — расходы на сектор безопасности и обороны выросли примерно на $7,9 млрд. Покрыть этот рост планируется из денег ERA. Это значит, что они не пойдут на другие статьи — официально о необходимости увеличить внешнюю поддержку власти не говорили.

Нехватка денег в бюджете уже ощущается. Например, на счета украинцев уже два месяца не поступают выплаты по программе «Национальный кэшбэк» — это возврат 10% от стоимости приобретенных украинских товаров. Обычно их начисляют на специальную банковскую карту, которой можно оплатить коммунальные или медицинские услуги, а также обучение, спорт, мобильную связь или даже покупку военных облигаций. Финансирования для этой программы в бюджете нет, сообщили изданию «Экономическая правда» собеседники в правительстве и добавили, что его планировали перебросить из резервного фонда, однако средства закончились и там.

Еще раньше Украина отказалась от вручения медалей выпускникам школ. Частично это тоже было сделано для экономии госбюджета. Регионы могут награждать отдельными медалями, например «за несокрушимость», за свой счет.

Сумма фигурировала в заявлениях стран G7, однако журналисты не смогли перепроверить эти данные и подозревают, что активов заморожено меньше.

Специализированный механизм поддержки, вступивший в силу 1 марта 2024 года и рассчитанный до 2027 года, предлагает до 50 млрд евро по трем программам: финансирование в обмен на выполнение политических и экономических условий; инвестиции в восстановление; деньги и консультации для вступления в ЕС.

В Украине отменили медали для выпускников школ, в том числе ради экономии бюджета

Программа поддержки сельхозпроизводителей тоже была приостановлена в 2025 году. «В настоящее время средства, предусмотренные в государственном бюджете на гранты на создание или развитие садоводства, ягодничества, виноградарства и тепличного хозяйства, иссякли», — констатировало Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.

А дальше будет не хватать еще сильнее

Потребность Украины во внешнем финансировании на 2026 год выше, чем раньше, — $47 млрд. Такую цифру чиновники заложили в проект бюджета на следующий год. Для этого придется задействовать все источники: и Ukraine Facility от ЕС, и использование замороженных активов России через ERA или репарационный кредит, а также новые программы с МВФ и другими партнерами.

Отдельные страны, такие как Нидерланды, Германия и Швеция, уже сделали значительные взносы и планируют новые, которые, как ожидается, превысят показатели этого года. Нидерланды пообещали поддержку Украине на $3,8 млрд в следующем году. Премьер-министр страны Дик Шуф заявил, что 700 млн евро из этих средств будут использованы для инвестирования в беспилотники для Украины.

Германия предусмотрела более $9,6 млрд для Украины в своем бюджете на 2026 год, что означает увеличение помощи примерно на $3,5 млрд. Швеция анонсировала выделение около $8 млрд в 2026 и 2027 годах на военную поддержку Украины.

Что касается поддержки США, то речь идет о значительно меньших суммах — и то если они будут согласованы. В октябре Сенат США одобрил оборонный бюджет на 2026 год, в котором заложено $500 млн для Украины по USAI. В октябре издание The Telegraph сообщило, что президент США Дональд Трамп инициирует создание фонда поддержки Украины путем введения новых тарифов на Китай, стремясь усилить давление на Россию и ускорить дипломатическое урегулирование конфликта. Трамп якобы поручил министру финансов обсудить с европейскими союзниками план создания фонда победы Украины, финансируемого за счет повышенных тарифов на импорт из Китая. Впрочем, пока подробностей создания этого фонда нет.

С учетом всех прозвучавших обещаний непокрытая потребность во внешнем финансировании на ближайшие два года составляет около $60 млрд, подсчитал министр финансов Украины Марченко. Президент страны говорил о том, что всей этой суммы не хватит уже в 2026 году.

«Цена этой войны на данный момент является вызовом для нас. Цена одного года — это $120 млрд. $60 млрд дает украинский бюджет. А $60 млрд мне нужно найти на следующий год», — сказал Зеленский в ходе пресс-конференции с президентом Европарламента Робертой Метзолой в Киеве в сентябре.

Североатлантический альянс планирует выделить на помощь Украине те самые $60 млрд, сообщил глава представительства НАТО в Украине Патрик Тернер.

Если же партнеры не смогут достичь цели в $60 млрд, то, по словам министра обороны Дениса Шмыгаля, «единственным решением, которое осталось, является заем, обеспеченный замороженными российскими активами, чтобы его можно было использовать для финансирования вооруженных сил Украины и их требований».

В Верховной раде в свою очередь считают, что наибольшая незакрытая потребность в финансировании со стороны международных партнеров возникнет в 2027 году. Если на 2026 год уже есть достаточное количество предварительных договоренностей, то на 2027 год — пока нет, сказала председатель бюджетного комитета Верховной рады Роксолана Пидласа. Финансирование от партнеров напрямую зависит от того, будет ли продолжаться война, ведь после завершения активных боевых действий расходы на оборону постепенно сокращаются.

Сумма фигурировала в заявлениях стран G7, однако журналисты не смогли перепроверить эти данные и подозревают, что активов заморожено меньше.

Специализированный механизм поддержки, вступивший в силу 1 марта 2024 года и рассчитанный до 2027 года, предлагает до 50 млрд евро по трем программам: финансирование в обмен на выполнение политических и экономических условий; инвестиции в восстановление; деньги и консультации для вступления в ЕС.

Цена одного года — это $120 млрд. $60 млрд дает украинский бюджет, значит, еще $60 млрд нужно найти

Если часть помощи партнеров не будет согласована или доставлена либо будет задержана, Киев окажется перед серьезным вызовом. Сокращение расходов на военные нужды маловероятно. В проекте бюджета на следующий год оборона остается приоритетом — расходы составят 27,2% ВВП (немногим больше, чем в 2025 году, когда было 26,3% ВВП).

Однако без репарационного кредита Киев вряд ли сможет повысить зарплаты военным, чего требуют и армия, и общественность. Именно из займа ЕС украинская власть планирует взять дополнительные средства для повышения денежного обеспечения военнослужащих, считает экономист Олег Пендзин.

«Президент Украины обращался к Европейскому союзу, к нашим партнерам, с просьбой рассмотреть вопрос, чтобы из средств, выделенных в рамках репарационного кредита, были предусмотрены дополнительные деньги для повышения заработной платы украинских военнослужащих. Но я думаю, этот вопрос окончательно будет рассматриваться уже после того, как будет решен вопрос о предоставлении Украине этого кредита вообще», — сказал Пендзин The Insider. Сейчас Европа определяется с источником финансирования Украины, а после этого, когда будет понятна примерная сумма помощи, она будет непосредственно разделена по сферам с учетом интересов страны, объясняет он.

Однако другие отрасли, такие как здравоохранение и образование, могут оказаться под давлением. Кроме того, могут быть задержки с социальными выплатами или пенсиями, что существенно повлияет на жизнь и без того уже измотанных войной украинцев.

Сумма фигурировала в заявлениях стран G7, однако журналисты не смогли перепроверить эти данные и подозревают, что активов заморожено меньше.

Специализированный механизм поддержки, вступивший в силу 1 марта 2024 года и рассчитанный до 2027 года, предлагает до 50 млрд евро по трем программам: финансирование в обмен на выполнение политических и экономических условий; инвестиции в восстановление; деньги и консультации для вступления в ЕС.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari