Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.03
  • EUR106.20
  • OIL72.5
Поддержите нас English
  • 2512

6 июля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала сообщения западной прессы о российском вмешательстве во внутреннюю политику США. Еще совсем недавно российские представители полностью отрицали любое вмешательство в американскую политическую жизнь. Но теперь, когда возможность такого вмешательства допускает даже его очевидный бенефициар — президент Дональд Трамп, — риторика кардинальным образом изменилась: Захарова заговорила о том, что и США вмешивались во внутренние дела России.

«Тема о якобы вмешательстве России во внутриполитическую жизнь США не сходит с первых страниц американских журналов и газет, — сказала Захарова. — Хотела бы для американского политического истеблишмента привести реальные, а не мифические факты вмешательства США во внутреннюю политику нашей страны, чтобы напомнить им о том, что они сами же делали в отношении нашей страны».

Первый пример, который приводит Захарова, — это экономические санкции. По ее словам, в 2014 году администрация Обамы «даже не старалась скрыть свои намерения по созданию кризисной ситуации в российской экономике, а также по стимулированию социального недовольства и провоцирования смены власти».

На самом деле санкции, как известно, были введены с связи с захватом и аннексией Крыма, а также ролью России в событиях на Донбассе. Американские официальные лица не раз подчеркивали, что условия снятия санкций — возвращение Крыма Украине и урегулирование восточноукраинского конфликта; такое заявление, например, в декабре 2014 года сделал президент Обама, а в апреле прошлого года — представитель Госдепа Виктория Нуланд. Таким образом, и причины, и цели введения санкций были исключительно внешнеполитическими.

Другим примером вмешательства США в дела России Захарова называет Закон о поддержке свободы Украины, подписанный президентом Бараком Обамой в декабре 2014 года. «В нем содержится прямой, ничем не прикрытый призыв к вмешательству в наши внутренние дела, — говорит она. — Госсекретарю США черным по белому предписывалось напрямую и через неправительственные и международные организации способствовать улучшению демократического управления в России».

Захарова права, один из разделов этого Акта действительно посвящен поддержке демократии и организаций гражданского общества в России. Там говорится:

Государственный секретарь должен, прямо либо через негосударственные и международные организации, такие как Организация безопасности и сотрудничества в Европе, Национальный фонд демократии, и сопутствующие им организации:

(1) улучшать демократическое управление, прозрачность, ответственность, законность и антикоррупционные усилия в Российской Федерации;

(2) усиливать демократические институты и политические организации, а также организации гражданского общества в Российской Федерации;

(3) расширить нецензурированный доступ в интернет в Российской Федерации; а также

(4) расширить свободный и неограниченный доступ к независимым СМИ всех видов в Российской Федерации, в том числе через усиление поддерживаемого Правительством Соединенных Штатов вещания, и содействовать защите журналистов и активистов гражданского общества, которые стали мишенью из-за реализации своего права на свободу слова.

Итак, в Акте говорится о поддержке демократии и законности, а также борьбе с коррупцией. Значит ли возмущение Марии Захаровой, что она против поддержки демократии и законности и за коррупцию? Напомним, все эти темы являются частью международных обязательств России, в том числе в рамках Хельсинкских соглашений (на базе которых создана ОБСЕ), поэтому ничего удивительно в том, что другие члены ОБСЕ интересуются их исполнением, нет.

Наконец, Захарова рассказала о неких «правительственных грантах США для террористов на Северном Кавказе». В финансировании терроризма она обвинила Агентство США по международному развитию (USAID). По ее словам, «гранты, которые раздавало это агентство, нередко попадали к лицам, связанным с бандформированиями на Северном Кавказе, а через них к откровенным террористам».

Это серьезное обвинение. Содействие террористической деятельности (в том числе ее финансирование) — особо тяжкое преступление (статья 205.1 УК РФ). Однако об уголовных делах по этой статье, фигурантами которых были бы американские агентства или их представители, никаких сообщений нет.

В 2012 году министр иностранных дел Сергей Лавров заявлял, что USAID на Северном Кавказе «было неразборчиво в выборе партнеров. <...> Там очень сомнительные люди были получателями грантов. Об этом мы американцам говорили неоднократно». Но никаких конкретных примеров министр не называл.

Прокремлевский политолог Сергей Марков в мае 2015 года утверждал, что организация «Голос Беслана», получавшая гранты от Национального фонда демократии (NED), связанного с USAID, «на практике выполняет задачу обвинить российскую власть в бесланской трагедии и выгородить боевиков. По сути, занимается общественным прикрытием террористов».

В действительности «Голос Беслана» — это организация пострадавших от теракта 1 сентября 2004 года, призывающая к должному расследованию обстоятельств бесланской трагедии. Организация была в числе тех, кто подал иск против российского правительства в Европейский суд по правам человека. В апреле 2017 года ЕСПЧ удовлетворил иск, признав, что российские власти нарушили статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающую право человека на жизнь. Согласно решению суда, Россия не предотвратила угрозу для жизни людей и должным образом не спланировала штурм.

Других заявлений о финансировании террористических организаций через американские правительственные гранты найти не удалось.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari