На днях неожиданное продолжение получил сюжет с заявлением Владимира Путина в Версале о том, что русская княжна, дочь Ярослава Мудрого, стала французской королевой и «внесла существенный вклад в развитие» этой страны, за которым последовало возражение Петра Порошенко о том, что Украина имеет не меньшие основания считать своей соотечественницей дочь киевского князя.
В полемику о средневековой истории неожиданно включился глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. В субботу на открытии книжного фестиваля «Красная площадь» он выступил с такой отповедью украинцам: «Эти неучи, к сожалению, не знают настоящих истоков общей истории и культуры двух наших по-настоящему братских народов — украинцев и россиян».
А в воскресенье Анне Ярославне и Порошенко посвятил развернутый сюжет в «Вестях недели» Дмитрий Киселев. Он уличить украинского президента с землей в незнании истории. В сюжете под названием «Невежество майданутых» Киселев говорит: «Как известно, речь идет о событиях XI века, когда не то что Украины или украинцев — даже самих слов таких не было, как говорится, даже в проекте. Но зато сейчас и Анна Ярославна, как и ее отец Ярослав Мудрый, должны резко стать «украинцами». По воле Порошенко. Пусть выходят и строятся под желто-голубой прапор».
Прицепившись к политизированной формулировке Порошенко — «со времен древнеукраинского князя Ярослава Мудрого и его дочери-киевлянки Анны Ярославны, которую Путин пытался на глазах всей Европы похитить в российскую историю», — ведущий издевательски объясняет: «Зачем похищать, если Анна Ярославна как была там, так и остаётся? Глупость какая-то. Они же Рюриковичи. А современная украинская история — от другого корня, от Бандеры. Бандера нам не нужен. <... > Просто Украина как термин с обозначением конкретной земли появилась минимум лет через шестьсот после Ярослава Мудрого и его дочери Анны, отданной замуж за короля Франции Генриха Первого. Она и во Франции веками так называлась — Анна Русская».
Когда Киселев говорит о том, что во времена Анны Ярославны такого понятия, как Украина, еще не было, он как будто бы забывает, что тогда не было и понятия «Россия». Зато была Русь со столицей, как известно, в Киеве. Из школьной программы начальных классов Киселев мог бы узнать, что народ Руси был предком трех современных восточнославянских народов — белорусского, русского и украинского. Греческое название Руси — Росия (удвоенное «с» появилось только в XVII веке) — стало неофициальным названием земель расширяющегося Московского княжества в XV веке, а официально это название государства появилось лишь в 1547 году — при венчании на царство Ивана Грозного. Московское княжество было одним из княжеств, на которые распалось некогда единое древнерусское государство; впоследствии оно присоединило другие русские земли.
Владимирские, а позже московские великие князья носили титул господаря (государя) всея Руси. Этот титул не предполагал государственной власти над всеми русскими землями, а лишь подчеркивал символическое старшинство великих князей перед другими князьями. Но большая часть современной Украины до середины XVII века входила в состав Великого княжества Литовского и не считалась частью «всея Руси» в тогдашнем понимании.
Таким образом, получается, что и Украина, и Россия, и Белоруссия в равной степени могут считать себя наследниками Киевской Руси, они происходят от разных частей распавшегося княжества с разной исторической судьбой. Точно так же на месте распавшейся Римской империи появилось несколько разных стран, а от ее языка произошли все современные романские языки — итальянский, французский, испанский, португальский, румынский, ретороманский.
Защищая тезис Путина о русской княжне Анне Ярославне, Киселев ссылается на то, что во Франции ее называют Анной Русской — Anne de Russie. Но то, что название средневекового княжества перешло на современное государство (а во французском языке еще и исчезла разница между средневековой Русью и современной Россией), еще не означает их идентичности. Так, имя Древнего Рима сохранилось в названии современной Румынии (Romania), но вряд ли кто-нибудь из румынских политиков будет на этом основании всерьез называть, скажем, Марка Аврелия древнерумынским императором.
Киселев издевается над подарком Украины Франции — памятником Анне Ярославне работы украинского скульптора: на постаменте написано не Анна Русская, а Анна Киевская. Но достаточно заглянуть во французскую Википедию, чтобы убедиться: Анна Русская — имя, под которым во Франции известны и Анна Ярославна, и императрица Анна Иоанновна, и великая княгиня Анна Леопольдовна. А вот Анна Киевская — это именно Анна Ярославна.