Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.97
  • EUR86.58
  • OIL75.16
Поддержите нас English
  • 1020
Антифейк

Фейк МИД РФ: американские СМИ лгут о том, что Россия насильно вывозит детей из Украины

The Insider

На сайте Министерства иностранных дел РФ был опубликован «антифейк», призванный разом разоблачить статьи Института мира США (USIP), The Washington Post, The Hill и The New York Times о решении Международного суда (МУС) выдать ордер на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, ставших подозреваемыми в незаконном вывозе детей из Украины. В статье под заголовком «Об основанных на фейках спекуляциях американских СМИ на тему ордера МУС и эвакуированных из зоны боевых действий детей» МИД пишет:

«Американские СМИ и окологосударственные структуры продолжают целенаправленно поливать западную аудиторию потоками дезинформации. Задача – убедить собственное население в том, что во всех бедах виновата Россия, поддерживать враждебный и негативный образ нашей страны, дискредитировать ее внешнюю и внутреннюю политику».

Обвинив зарубежные издания в отработке «очередного заказа», российское ведомство попыталось опровергнуть обвинения МУС в целом:

«Вновь обратим внимание на слова постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи, который подчёркивал, что эвакуация детей из зоны боевых действий осуществляется в полном соответствии с международным гуманитарным правом и Конвенцией о правах ребёнка. Как отмечала официальный представитель МИД России М.В.Захарова, эвакуированные жители Донбасса, в том числе сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выехали в нашу страну добровольно, спасаясь от целенаправленных обстрелов со стороны ВСУ».

Но в Конвенции о правах ребенка не говорится о том, что во время военных действий можно вывозить детей на территорию страны-оккупанта. Зато там есть целый ряд статей, которые Россия точно нарушила.

  • Ребенок не должен разлучаться со своими родителями “вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют <...> что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка” (например, если родители жестоко обращаются с ним) (статья 9);
  • “Заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом”; нужно уважать право ребенка покидать и возвращаться в свою страну (статья 10);
  • “Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы” (статья 11);
  • “Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии” (статья 14);
  • “Усыновление ребенка должно разрешаться только компетентными властями” (статья 21);
  • Образование ребенка должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям <...> страны его происхождения” (статья 29) и т.д.

Напомним, Россия не только вывозила детей на свою территорию без согласия их родителей, других родственников и без согласия властей Украины, но и в некоторых случаях насильно перевоспитывала их, заставляя отказаться от своей культурной самобытности, языка и ценностей. Так, Мария Львова-Белова в сентябре прошлого года с гордостью рассказывала, что вывезенных из Мариуполя детей успешно учат любить Россию.

«Когда мы их привезли на территорию Московской области, чтобы они немножечко восстановились, началась история, что они негативно отзывались о президенте [Путине], говорили всякие гадости, пели гимн Украины, «Слава Украине» и все такое. <...> Мы начали спрашивать ребят: «Вот вы говорите, Россия плохая. Ну хорошо, пусть Россия будет плохая, у вас есть возможность сейчас вернуться». Никто из детей не захотел возвращаться, все сказали: «Нам здесь очень хорошо». Поэтому да, есть вот этот некий какой-то негатив, может быть, в начале, но потом он преобразуется в любовь к России», - говорила Львова-Белова в Общественной палате.

В феврале 2023 года «Русская служба Би-би-си» обнаружила, что в Ростовской области президентский грант почти на 3 млн рублей получил проект «Помощь детям-сиротам Донбасса». Как гласит описание проекта, он «помогает» украинским детям пройти «процесс смены Родины» и прививает им «русский мир».

Наконец, похищенные Россией дети из Херсона, которых удалось вернуть в Украину, рассказывали, что им угрожали псковским интернатом, говорили, что от них отказались родители, избивали металлическими палками. Кроме того, россияне рассказывали детям, что освобождение Херсона - это неправда, и они навсегда останутся «детьми России».

Кроме того, 49-я статья Четвертой Женевской конвенции «О защите гражданского населения во время войны» прямо говорит, что население может быть эвакуировано «только в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно». Более того, люди должны быть возвращены обратно после завершения военных действий, а об их эвакуации должно быть сообщено «державе-покровительнице». В таком контексте указ Владимира Путина о приобретении в упрощенном порядке российского гражданства детьми-сиротами из ДНР, ЛНР и Украины кажется как минимум косвенным, если не прямым нарушением Женевской конвенции.

Что же касается заявления Марии Захаровой о том, что находящиеся на территории России дети и сироты выехали из Украины добровольно, то оно не соответствует как минимум истории одной украинской семьи, где отец, которого задержали русские военные во время эвакуации из Мариуполя, был разлучен с детьми, впоследствии вывезенными в Россию. Воссоединиться семье удалось только благодаря тому, что у детей остался мобильный телефон. По нему они смогли позвонить отцу и сказать, что их хотят усыновить.

И Мария Львова-Белова, и Василий Небензя уверяют, что в России усыновить перевезенных из Украины детей в принципе нельзя, а можно лишь взять их под опеку, что позволяет вернуть детей домой, если найдутся их родители. Однако тогда остаются вопросы к самой Львовой-Беловой: в интервью «Российской газете» омбудсмен использовала именно слово “усыновление”:

“До того как усыновлять детей, если выяснится, что они сироты, и даже до того, как мы найдем их родственников, если таковые есть, надо, чтобы дети прошли восстановление - социальную, психологическую, а для тех, кому потребуется, и медицинскую реабилитацию”.

Однако на подобные несостыковки между словами Василия Небензи и Марии Львовой-Беловой МИД РФ не обратил внимание. Зато посетовал, что западные репортеры проигнорировали конференцию Львовой-Беловой в МИД РФ - ведь тогда они смогли бы «воочию убедиться в том, что эвакуированные дети, находящиеся под опекой в российских семьях, чувствуют себя хорошо».

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari