

РИА «Новости» рассказывает об интервью, которое министр иностранных дел России Сергей Лавров дал венгерской газете Magyar Nemzet:
«Как сказал Лавров <…>, Москва понимает, что членство в ЕС и НАТО налагает на Будапешт известные обязательства, касающиеся участия в многосторонних санкционных режимах против третьих стран даже в тех случаях, когда это противоречит национальным интересам Венгрии. По его словам, Россия считает, что в XXI веке не должно быть места подобным проявлениям принуждения к „блоковой солидарности”.
„К тому же санкции — негодный инструмент политики, а в отношении России они бесперспективны. <...> Важно, что санкции ЕС больно бьют по ‘младоевропейцам’, а ‘еврогранды’ умудряются даже извлекать из сложившейся ситуации выгоду для себя”, — отметил министр иностранных дел России».

Лавров жалуется, что объем внешней торговли между ЕС и Россией после введения санкций сократился с $417,7 млрд в 2013 году до $192,2 в 2020-м. Но посмотрим, как это сказалось на той же Венгрии.

По данным портала TrendEconomy, общий объем экспорта из Венгрии в 2015 году довольно заметно снизился, но после этого стал расти и к 2017 году полностью отыграл падение. Примерно такую же картину мы наблюдаем и в других странах ЕС, бывших в прошлом членами восточного блока.







Ситуация в Литве особенно интересна тем, что это единственная из стран ЕС, для которой Россия — крупнейший покупатель экспортных товаров. Но и здесь мы видим те же тенденции — с той разницей, что падение экспорта было отыграно не к 2017, а к 2018 году.
Теперь сравним эту картину со странами Запада («еврограндами»), которые, по Лаврову, извлекли из санкций выгоду.




Как видим, всюду тот же провал в 2015–2016 годах, за которым следует рост и начало нового спада в 2019 году.
Но связано ли это с санкциями в отношении России? Вот данные по нескольким странам, которые секторальные санкции не вводили.




И здесь все тот же спад в 2015 году, хотя у Швейцарии и Сербии он значительно меньше выражен. Так что заявление Лаврова о том, что санкции особенно больно ударили по странам Восточной и Центральной Европы, со статистическими данными явно расходится.