Секретарь Совбеза Николай Патрушев в опубликованном в «Коммерсанте» интервью, пытаясь обвинить США во всех смертных грехах, коснулся и истории прошлого века. По его мысли, США нажились на мировых войнах, финансово подчинив себе как побежденных, так и союзников-победителей:
«В преферансе есть такой термин — „американская помощь”. Игрок якобы получает определенную помощь, но на самом деле существенно проигрывает. Не дай бог никакой стране дожить до такой помощи. Но все это началось не при Трампе, а при другом президенте — Вудро Вильсоне. Если помните, в конце Первой мировой войны он послал войска в Европу на помощь Великобритании и Франции. Сколько потом расплачивались за это не только побежденные немцы, но и сами англичане с французами? Только когда Гитлер объявил, что готовится к походу на Восток, Германии списали долги.
А как вел себя Вашингтон по отношению к союзникам во время Второй мировой? Мы в начале беседы вспомнили о Черчилле, давайте и его другое высказывание приведем, уже про американцев. „Мы думали, что они сдерут с нас шкуру, а они еще и мясо с костей снимут”. Это он воскликнул тогда, когда США его вынудили обменять десяток военных баз в колониях на полсотни ржавых эсминцев, которые собирались уже резать на металлолом. Вот вам и атлантическая солидарность».
Военные долги после Первой мировой войны не связаны непосредственно с участием США в боевых действиях на стороне Антанты. Во время войны США предоставили союзникам крупные кредиты, выплаты по которым растянулись надолго из-за послевоенного экономического кризиса и Великой депрессии. Долг Германии образовался из-за непосильных репараций, наложенных на нее победителями. Вопреки распространенному мнению, США в результате не только не нажились на войне, но и потеряли существенные деньги.
Объем репараций, которые Германия должна была выплатить по Версальскому договору 1919 года (большую часть — Франции), составлял 269 млрд золотых марок, то есть по тогдашнему золотому стандарту около 96 400 тонн золота. Выплатить такую сумму Веймарская республика, столкнувшаяся с жесточайшим кризисом и гиперинфляцией, была не в состоянии; в 1923 году она объявила себя банкротом. В этой ситуации США предложили новый порядок выплаты репараций, известный как план Дауэса; он включал крупные американские кредиты Германии. Сложилась такая схема: США кредитуют Германию, та из этих денег выплачивает репарации Франции и Великобритании, а они в свою очередь полученными деньгами расплачиваются с США по военным кредитам.
Таким образом, в сущности, вся эта «финансовая карусель» была обеспечена американскими деньгами.
Важный момент: как пишет историк Томас Эндрю Бейли в книге «Дипломатическая история американского народа», американские кредиты союзникам были предоставлены под 5% годовых. Средства на эти кредиты американское правительство получило в том числе через размещение облигаций военного займа под 3,5–4,75%, так что, по идее, должно было на этом несколько выиграть. Но послевоенная инфляция обесценила доллар примерно на треть, так что фактическая прибыльность стала отрицательной. Более того, из-за тяжелого экономического положения ни один из союзников до 1923 года не начал выплаты по кредитам. Начать их удалось только после того, как США договорились с Великобританией о снижении ставки до 3,3%, с Францией — до 1,6%, с Италией — даже до 0,4%. Таким образом США списали союзникам значительную часть их долга. Но даже после этого Франция не начала платежи, так как ее не устраивало, что Германия платит репарации из тех же американских денег. И только после того как в 1929 году на смену плану Дауэса пришел план Юнга, отменивший эту схему, Франция начала расплачиваться.
Нацисты, придя к власти в Германии в 1933 году, отказались платить репарации и объявили дефолт по долгам перед США, таким образом присвоив около $2,25 млрд, полученных к этому моменту по кредитам. От союзников к этому времени США получили около $2,5 млрд.
В ситуации Великой депрессии США в 1931 году объявили однолетний мораторий на выплату военных долгов союзниками. На следующий год Франция и Бельгия объявили дефолт по этим долгам, а Великобритания и Италия существенно снизили размер выплат. Тогда США потребовали от них либо выплачивать долги в полном соответствии с установленной схемой, либо объявить себя банкротами. В результате из всех должников полностью выплатить кредит смогла только Финляндия, а остальные объявили о банкротстве.
По подсчетам независимого исследователя Кирилла Вахненко, из затраченных $10 млрд США смогли вернуть себе лишь четверть, а с учетом инфляции доллара — вряд ли больше 10%.
Вопреки утверждению Патрушева, долги Германии США не списывали до окончания Второй мировой войны. В 1953 году по Лондонскому договору Германии позволили приостановить платежи до объединения страны; в 1990 году ее обязательства были возобновлены, но размер репараций существенно снизили. В 2010 году Германия окончательно расплатилась по своим долгам.
Какое объявление Гитлера о подготовке к походу на восток имеет в виду Патрушев, понять невозможно. Впервые Гитлер высказал идею завоевания жизненного пространства на востоке Европы в опубликованной в 1925 году книге Mein Kampf, где этому посвящена отдельная глава. Но в те времена нацисты были всего лишь радикальной оппозицией; Гитлер писал Mein Kampf, сидя в тюрьме за попытку «пивного путча». Что же касается конкретных военных планов, то Гитлер не объявлял о них заранее. Нападение на Польшу в 1939 году было обставлено как ответ на инсценированное самими нацистами нападение польских войск на радиостанцию в немецком городе Гляйвице. К нападению на СССР, с которым были подписаны договоры о ненападении, а позже — о дружбе и границе, гитлеровская Германия готовилась тайно, никого не посвящая в свои планы.
Известно, что Уинстон Черчилль выступал категорически против первоначального варианта соглашения о передаче США в долгосрочную аренду авиабаз на Ньюфаундленде, Бермудах и Тринидаде и был недоволен полученными морально устаревшими эсминцами, 20 из которых требовали ремонта. Признавая это, США дополнительно передали Великобритании 10 более современных кораблей береговой охраны, превосходивших по своим возможностям старые эсминцы. Тем не менее никаких следов высказывания Черчилля о шкуре, мясе и костях в интернете найти не удается — даже в источниках, где собраны фразы, ошибочно ему приписываемые. Все ссылки с упоминанием этой фразы ведут на интервью с Патрушевым; откуда она взялась, остается неизвестным.