Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.44
  • EUR99.58
  • OIL87.39
Поддержите нас English
  • 2477
Антифейк

Провал забастовок, оболганные омоновцы и русофобия Алексиевич: фейки «Времени» и «Вестей» о Белоруссии

Содержание
  • 1. Оппозиция оболгала силовиков, обвинив в зверствах

  • 2. Оппозиция стремится оторвать Белоруссию от России

  • 3. Украинская экономика страдает от евроинтеграции

  • 4. Светлана Алексиевич — русофобка

  • 5. Забастовочное движение захлебнулось

В воскресенье вечером программы «Время» и «Вести» посвятили ситуации в Белоруссии большие и довольно похожие сюжеты. Оба построены по одному принципу: авторы — Олег Шишкин из «Времени» и Александр Христенко из «Вестей» — рассказывают, что оппозиция пытается разорвать связи Белоруссии с Россией, что Запад стремится сменить власть в стране, что в Украине победа Евромайдана и переориентация на Евросоюз стали причиной экономической катастрофы, что обвинения силовиков в чудовищной жестокости при разгоне мирных акций — ложь. Первый канал добавил к этому еще и утверждение о провале забастовочного движения. Разумеется, без фейков проиллюстрировать эти тезисы оказалось невозможно.

1. Оппозиция оболгала силовиков, обвинив в зверствах

Программа «Время» рассказывает:

«Выступая на митинге в Гродно, где в поддержку действующей власти собрались тысячи человек, Александр Лукашенко заявил, что большинство материалов о зверствах силовиков в интернете — подделка.

„В интернете кто сидит? 60% показывали синяки. 60% — постановочные кадры. Пройдет время, мы спокойно вам об этом скажем и покажем, сегодня не время об этом говорить, чтобы не будоражить людей”, — заявил президент Белоруссии.

В числе фейков оказалась и возмутившая многих история из Гродно, где, как утверждали оппозиционные сайты, омоновцы избили маленькую девочку. Родители прояснили ситуацию. Лукашенко привел этот случай в качестве примера, как оппозиция раскачивает обстановку в стране: „Недавно мы показали про девочку гродненскую, которую якобы избил ОМОН. И вся страна рыдала, пять дней рыдала страна: какие негодяи омоновцы! А что оказалось на самом деле? Хорошо, спасибо тому отцу, который нашел мужество и честно сказал: господь с вами, никакой ОМОН меня не избивал — мы попали в ДТП. Спасибо ему огромное, мужественный человек. И эти фейки все время наводняют наш эфир”».

12 августа многие издания, в том числе и такие далекие от поддержки белорусской оппозиции, как связанный с российским Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям сайт Life, писали о случае с гродненской семьей Череухо. Родители с пятилетней девочкой, ехавшие в своей машине, случайно оказались в месте акции протеста; омоновцы приняли их за участников или сочувствующих, протаранили их машину бронеавтомобилем, стали выбивать в ней стекла, осколки которых поранили ребенка. Об этом рассказывала мама раненой девочки:

«Впереди нас были Škoda и микроавтобус. Мы растерялись, когда увидели, как военная техника впереди начинает подрезать бус — и тот разворачивается боком. Муж выехал на встречную полосу, чтобы объехать. Но навстречу нам выбежали омоновцы, начали бить машину дубинками — лобовое и боковые стекла, зеркала. После этого сзади в нас въехала военная техника, был сильный удар».

Но спустя полторы недели белорусский телеканал СТВ изложил новую версию этой истории. Теперь Владимир Череухо говорит так:

«Возвращались домой, перед нами было много машин. Я испугался, выехал на встречную полосу, после чего, через мгновение буквально, произошло столкновение».

Чего именно испугался водитель, остается неизвестным, как и то, что заставило «мужественного человека», как его назвал Лукашенко, через десять дней полностью изменить версию происшествия. Но вид машины с выбитыми лобовым и боковыми стеклами не очень-то соответствует версии о случайном столкновении при выезде на встречную полосу. Стекла в дверях с пассажирской стороны выбиты, а окно багажного отделения универсала почему-то уцелело.

«Вести», пытаясь обелить белорусских силовиков, вспомнили другой эпизод:

«В соцсетях активно писали, будто бы милиция на улице незаконно арестовала белорусского бойца смешанных единоборств Алексея Кудина за политическую позицию. А вот объяснение самого бойца. „Я пошел как зевака. Как обычный зевака, — говорит он. — Посмотреть, что будет происходить. Получилась такая ситуация, что причинил телесные повреждения сотруднику внутренних дел, в чем раскаиваюсь, потому что применил свои навыки как единоборца. Еще хочу добавить, что я не являюсь никаким политическим заключенным, все это было раздуто извне, кто-то на этом хочет заработать”».

Как случилось, что «обычный зевака» подрался с сотрудником органов во время разгона акции протеста, «Вести» не объясняют. Но заявление свое он сделал после того, как его освободили из-под стражи через 10 дней после задержания.

2. Оппозиция стремится оторвать Белоруссию от России

Рассказывая о коварных планах оппозиции, и «Время», и «Вести» вспоминают уже давно разоблаченный фейк о «Реанимационном пакете реформ», который якобы представляет собой политическую программу оппозиции. В действительности, как уже писал The Insider, это проект, представленный несколькими далеко не самыми влиятельными оппозиционными политиками; некоторые его идеи были приняты штабом Светланы Тихановской в качестве программы, но это касалось только экономической концепции. Раздел «Нацбезопасность», в котором содержались предложения о выходе из Союзного государства, евроинтеграции и сближении с НАТО, в программу Тихановской не вошел. Тем не менее «Вести», ссылаясь на Лукашенко, утверждают:

«Знаковые детали — в политической программе Тихановской. На ее предвыборном сайте была ссылка — теперь уже удаленная — на сайт проекта реформ. Суть которого — кардинальный разрыв нынешних отношений с Россией. Например, выход из Союзного государства, Евразийского союза, Таможенного союза других интеграционных образований, где доминирует Россия».

«Время» по этому поводу приводит заявление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова:

«Этот документ провисел на сайте очень недолго, и в той части, где содержались призывы отказываться от взаимодействия с Россией, отказываться от организаций, в которые Россия входит, этот документ висел только на белорусском языке. На русском языке эта часть документа не была размещена, что, в общем-то, говорит о том, что авторы документа понимали, что для тех, кто в Белоруссии живет, разговаривает на русском языке, это будет неприемлемо. Очень быстро исчезла вся эта бумага так называемая с сайта, что тоже показывает понимание откровенной провокационности подобного рода подходов».

Это тоже неправда: весь «Реанимационный пакет», в том числе и раздел «Нацбезопасность», был опубликован на русском языке на сайте zabelarus.com. Сейчас сайт недоступен, но публикацию можно найти в кэше Google. Вероятнее всего, сайт перестали поддерживать после того, как «Реанимационный пакет» утратил актуальность, так как на его основе была создана программа Тихановской «Беларусь для жизни, реформы для людей». Положений о разрыве тесных отношений с Россией и интеграции с Западом в этой программе нет.

3. Украинская экономика страдает от евроинтеграции

Затем «Вести» и «Время», как будто по единой методичке, переходят к пугающим примерам того, как разрыв с Россией и евроинтеграция повредили экономике Украины. Переход этот и в самом деле оказался непростым, многие налаженные экономические связи оказались разорванными, правда, не столько из-за евроинтеграции, сколько из-за российской агрессии. Но пропагандисты двух российских госканалов почему-то приводят примеры крайне сомнительные. «Время» сообщает:

«В соседней Украине под угрозой исчезновения уже не отдельные заводы, а целые отрасли. На грани закрытия гигантское ракетно-космическое предприятие „Южмаш”, ликвидация концерна „Антонов” похоронила планы по выпуску украинских пассажирских самолетов».

Концерн «Антонов» действительно ликвидирован, но это вовсе не была ликвидация крупнейшего украинского производителя авиационной техники: в ходе реорганизации фирму «Антонов» включили в состав концерна «Укроборонпром». Пассажирские самолеты «Антонова» — ближнемагистральный Ан-148 и среднемагистральный Ан-158 — выпущены в небольшом количестве, но оказались неконкурентоспособными на мировом рынке. Но на созданный уже в послемайданные времена грузовой самолет Ан-178 сделаны заказы компаниями из Китая, Саудовской Аравии, Азербайджана и других стран, планируется также производство его в Китае по лицензии.

«Вестям» оказалась интереснее тема украинского сельского хозяйства:

«Перестав быть „всесоюзной житницей”, аграрным гигантом для ЕС Украина не стала. И дело не только в европейских высоких ввозных пошлинах и квотах для зарубежных экспортеров. По новым фитосанитарным правилам, при выращивании сельхозкультур нужно тратиться на импортные пестициды, а даже в крупных украинских хозяйствах расходы на это не закладывали, ограничиваясь фальсификатом. В итоге оказалось, что относительно выгодно в этих условиях выращивать и продавать за валюту очень узкий сегмент — подсолнух, рапс и сою. А выращивать так называемый „набор для борща” — нет. Поэтому поля картофеля, помидоров, лука, свёклы остались в прошлом. Даже гречку теперь Украина импортирует из Казахстана».

Гречневую крупу Украина действительно импортирует из Казахастана, правда, и экспортирует тоже, но в меньшем объеме. Но связано сокращение посевов гречихи не с евроинтеграцией, а с тем, что сельхозпроизводителям выгоднее занимать посевные площади более рентабельными культурами — подсолнечником, пшеницей, кукурузой. И совершенно невозможно понять, как правила ЕС могут ограничивать производство в Украине продукции, предназначенной для внутреннего потребления.

4. Светлана Алексиевич — русофобка

Опять же, как будто следуя некоей единой методичке, «Время» и «Вести» пытаются обвинить в русофобии самого известного и уважаемого в мире члена оппозиционного Координационного совета — лауреата Нобелевской премии по литературе Светлану Алексиевич. «Время» говорит об этом так:

«Известен президиум [Координационного совета] — семь человек. Самое узнаваемое лицо в нем — лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич, которая не раз признавалась в нелюбви к нашей стране. На одной из встреч за рубежом она высказалась о россиянах и, как ни странно, о белорусах, как об „агрессивных и опасных для мира людях”. А ведь на заре карьеры Алексиевич писала о своей любви к Феликсу Дзержинскому — создателю ВЧК и организатору „красного террора”».

На самом деле фраза Алексиевич об «агрессивных и опасных для мира людях» выглядит так:

«Надо сохранить этот хрупкий мир, который установился после войны. Мы имеем дело с русским человеком, который за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо. Человеческая жизнь для него ничего не стоит, и понятие о великости не в том, что человек должен жить хорошо, а в том, что государство должно быть большое и нашпигованное ракетами. На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ вначале 70 лет обманывали, потом еще 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди».

Писательница не приписывает эти качества всему народу, а говорит, что трагическая история бывшего СССР привела к тому, что такие люди среди нас появились. Что же касается дежурного восхваления Дзержинского в 1970-х годах, то пропагандистам из «Времени» должно быть известно, что в тоталитарной стране, какой был СССР, от литераторов требовалась подобная демонстрация лояльности, без которой опубликовать что-либо было нереально.

«Вести» нашли другую цитату:

«Свое восприятие всего русского она сформулировала еще во время вручения ей Нобеля. „Русская жизнь должна быть злая, ничтожная, тогда душа поднимается, она осознает, что не принадлежит этому миру, — заявила она на церемонии в Стокгольме в 2015 году. — Чем грязнее и кровавее, тем больше для нее простора”».

А вот это уже прямой подлог. Такие слова в Нобелевской лекции Алексиевич есть, но они ей не принадлежат; это цитата, с которой она вовсе не солидаризируется. Документальная проза Алексиевич, которая и принесла ей Нобелевскую премию, основана на фрагментах рассказов самых разных людей, из которых составляется единая картина. Подобный метод писательница применила и в Нобелевской лекции. После слов «Что я слышала, когда ездила по России...» она приводит несколько разных цитат, из которых та, которую вспомнил автор сюжета в «Вестях», пожалуй, самая шокирующая.

Разумеется, попрекнуть Алексиевич хвалебными словами о Дзержинском «Вести» тоже не преминули.

5. Забастовочное движение захлебнулось

Объявить, что объявленная в стране массовая забастовка не состоялась, догадалось только «Время», «Вести» этой темы не коснулись. В сюжете говорится:

«Оппозиционные телеграм-каналы первыми начали призывать рабочих ко всеобщей забастовке. Но парализовать страну не удалось. В шахтерском Солигорске, где митинговали рабочие „Беларуськалия”, сейчас затишье.

На Минском тракторном, где мы тоже побывали на этой неделе, видно, что, несмотря на старания оппозиции, которая каждое утро у проходной проводит митинги, люди спешат на работу, а не с нее. Однако, по словам председателя стачкома, на заводе бастует человек триста из 16 тысяч работников. И это с поправкой на местные особенности.

„Очевидно, нужно вводить термин ‘белорусская забастовка’ — это когда вы объявляете забастовку, но небольшая ваша часть выходит и протестует, встречается друг с другом, а большая часть продолжает работать и на самом деле продолжается экономическая ваша деятельность. Потому что белорусские рабочие при всех их спорных позициях по отношению к действующей власти они понимают, что власть приходит, уходит, а экономика остается, экономика не должна зависеть от политической конъюнктуры”, — говорит сопредседатель белорусско-российской гражданской инициативы „Союз” Станислав Бышок».

В действительности термин для того, что происходит на белорусских госпредприятиях, давно существует, и это не «белорусская», а «итальянская забастовка». Вот такой призыв появился в понедельник в Telegram-канале стачкома «Беларуськалия»:

Председатель стачкома Анатолий Бокун по этому поводу заявил:

«Мы призываем людей поддержать забастовку. Но таким образом, чтобы человек чувствовал себя спокойно, уверенно. Он, соблюдая технику безопасности, прекращает работу. К сожалению или к счастью, если работать, соблюдая все прописанные нормы, то работу нужно прекращать, потому что это невозможно. Есть масса оснований для того, чтобы работу прекращать.Сотрудники „Беларуськалия”, решившие бастовать, разделятся на две категории: те, кто не работает совсем, и те, кто бастует по „итальянскому сценарию” — с соблюдением всех норм и техники безопасности».

А на Минском тракторном заводе, который упоминает корреспондент программы «Время», по сообщению белорусского агентства «Прайм пресс», на прошлой неделе активно бастовали 20% рабочих, остальные же действовали в режиме итальянской забастовки.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari