Дмитрий Киселев в «Вестях недели» обрушился с гневной филиппикой на западных либералов: те настолько потеряли человеческий облик, что дошли до проповеди каннибализма. Это не преувеличение, глава агентства «Россия сегодня» заявил буквально следующее (простите за длинную цитату, но здесь практически каждое слово заслуживает пристального внимания):
«Всегда приятно следить за пульсированием современной мысли. Либеральное направление — то самое, которое Путин назвал как бы «исчерпанным», не сдает позиции и пробивается к новым высотам.
Недавно из Швеции пришло важное дополнение в копилку либеральной мысли. Напомним, это однополые браки и обязательность гей-парадов, абсолютное право на абсолютный протест без каких-либо обязательств даже в отношении соратников, нетерпимость к другим точкам зрения и презрение к государству как таковому, это когда просят у Запада санкций в отношении России, а в США летят со списками конкретно тех, кого здесь надо наказать, это когда стесняются национальных традиций, а родина — там, где комфортнее.
Это когда блогер Синица грозит силовикам киднеппингом и отправкой родителям снафф-видео с их детьми в качестве жертв, а в либеральном сообществе с этим, скорее, солидаризируются, чем осуждают. И вот — нечто свеженькое. Хотя как сказать. А как хотите, так и думайте. Из Швеции — признанного флагмана мирового либерализма — прозвучал призыв к людоедству. Не в переносном смысле, а в буквальном.
Включить в рацион человечину на шведском гастросаммите призвал профессор Стокгольмской школы экономики 56-летний Магнус Седерлунд. Сейчас он — желанный гость на телеканалах. По словам профессора Седерлунда, «консервативные табу против каннибализма со временем могут измениться, если люди просто начнут пробовать питаться человеческой плотью».
Профессор пока не призывает никого убивать. Он просто призывает готовить на кухнях человечину от только что умерших. <...> Разумеется, либеральный профессор-швед не хочет выглядеть грубым людоедом. Наоборот, он выстраивает для себя имидж утонченного эколога. Мол, производство говядины слишком влияет на климат и усугубляет глобальное потепление, ведь, пукая, коровы и быки производят слишком много вредных для атмосферы газов, да и навоза от них слишком много. Мясо человека в этом смысле куда более экологично. Да и выращивать его специально не надо. Оно ведь уже есть. Нужно пользоваться.
А еще профессор Седерлунд благородно заботится о продовольственной устойчивости человечества, ведь в мире сейчас так много людей голодают. То есть изначально эта самая либеральная экономическая модель не смогла решить проблему усугубляющегося неравенства в мире, когда бедные становятся беднее, а богатые — богаче, а в качестве следующего шага либеральная модель предлагает беднякам есть друг друга.
Сам-то профессор готов лишь попробовать, чтобы показать пример другим. Конкретно — африканцам. Там ведь самый бедный континент. Так снять консервативные табу и разрешить им есть друг друга. И продовольственная устойчивость, по мнению профессора-шведа, будет обеспечена, и моральный груз снят, да и в Швеции климатически станет привычно прохладнее.
Вообще в таком продвижении либеральной мысли есть логика. Ведь до сих пор ее эволюция последовательно шла по пути раскрепощения плоти и даже подчинения разума и морали всевозможным низменным инстинктам. Мол, зачем ограничивать свободу? Права таким образом раскрепощенного человека оказались столь защищены, что беззащитным от него оказалось само общество. Ведь вершина всего — человек со всеми его пороками.
Понятие греха в либерализме ликвидировано. Пороки объявлены добродетелью, и вот, пожалуйте, уже и кушать подано. Вам кусочек носа, ухо — похрустеть хрящиком, может, запеченную женскую грудь или прямо с гриля ребрышки человечьи поглодать? Вполне в кухонном тренде. Лакомясь всем этим, вы к тому же благородно решаете проблему продовольственной устойчивости человечества и оберегаете планету от глобального потепления. Будьте сознательными, ешьте друг друга».
Логическая связь каннибализма с либеральной идеей у Киселева выглядит, прямо скажем, ни на чем не основанным полетом фантазии, тем более что неизвестно, каких взглядов придерживается профессор Седерлунд: а вдруг он вовсе и не либерал, а, например, ультраправый? Но гораздо интереснее другое: откуда взялась информация о предложении Седерлунда и что он на самом деле предлагает.
Сенсационные заметки о профессоре, выступающем за каннибализм, на прошлой неделе появились во многих не самых солидных западных изданиях, и американский портал TruthOrFiction («Правда или вымысел?»), специализирующийся на разоблачении дутых сенсаций, проследил источники информации.
7 сентября в Twitter-аккаунте ультраправого сайта Breitbart News появилась такая запись:
«Шведский исследователь поведения Магнус Седерлунд предположил, что поедание других людей после их смерти может быть средством борьбы с изменением климата».
Ретвит этой записи сделал даже Дональд Трамп. Ссылка в твите ведет на статью на сайте Breitbart News, где говорится, что Седерлунд предлагает употреблять в пищу мясо умерших, что могло бы улучшить ситуацию с климатом, но проблемой шведский ученый считает «широко распространенное табу на поедание человеческого мяса», из-за которого «шведов трудно убедить обратиться к практике каннибализма».
Каким образом каннибализм может влиять на климат, Breitbart не объясняет; судя по всему, причудливая идея о том, что людоедская диета снизит количество газов, выделяемых крупным рогатым скотом, родилась в редакции «Вестей недели». А чем не устраивает Киселева «слишком много навоза», о котором любой огородник скажет, что это ценное удобрение, понять и вовсе невозможно.
Но вернемся к происхождению распространенной Breitbart информации. Как пишет TruthOrFiction, все началось с аннотации к видеоматериалу на сайте шведского телеканала TV4, где говорится:
«В эти дни на гастрономической ярмарке в Стокгольме проводится «Gastro Summit — о будущем еды». Там специалист по поведению Магнус Седерлунд проводит семинары, которые заставляют большинство людей поднимать брови. Он говорит о возможности есть человеческую плоть — чтобы сохранить климат».
Как вскоре выяснилось, в заметке на сайте перепутали причину и следствие. 8 сентября портал BigThink.com опубликовал статью, объясняющую, в чем идея Седерлунда. Профессор (кстати, специалист вовсе не по климатологии, а по маркетингу и потребительскому поведению) заявил, что в результате климатических изменений в будущем может сложиться ситуация, в которой человечество столкнется с тотальной нехваткой продовольствия, и тогда, чтобы выжить, придется расширить рацион за счет того, что сейчас считается несъедобным, — насекомых, червей, мяса домашних (не сельскохозяйственных) животных и даже человечины. Седерлунд спросил посетителей своего семинара, могут ли они представить себе, что когда-нибудь им придется отведать человечину, и утвердительный ответ дали 8%.
Но, несмотря на опубликованное разъяснение, издания, не отличающиеся особой солидностью (от Evening Standard до Fox News), подхватили сенсационную новость; большинство из них ссылается на «желтую» газету Epoch Times, которая опубликовала статью, основанную на чьем-то неточном пересказе заявлений Седерлунда. Проверкой информации по источникам на шведском языке никто из них не озаботился.
Шведский маркетолог всего лишь предупреждал о возможных катастрофических последствиях изменения климата, но Киселев на основании непроверенных сенсационных публикаций превратил его в символ «либерального падения нравов», и при этом неожиданно удачно, сам того не желая, провел параллель между этим случаем и делом Владислава Синицы. Тот в своем блоге предположил, что чрезмерная жестокость силовиков может привести к тому, что озверевшие люди станут отыгрываться на их детях, но правоохранительные органы представили его слова как угрозу; в результате блогера приговорили к 5 годам лишения свободы.