Дмитрий Киселев в «Вестях недели» коснулся кровавых событий 1989 года в Пекине, интерпретируя их весьма оригинально:
«4 июня исполнилось 30 лет со дня трагических событий на пекинской площади Тяньаньмэнь. Тогда власти жестко разогнали студенческий бунт. Сейчас для Китая в этом деле поставлена точка. Считается, что если бы протест не был подавлен в зародыше, то в стране наступил бы хаос, который, в свою очередь, не позволил бы современному Китаю достигнуть нынешних результатов. В Америке, похоже, ровно об этом и сожалеют».
Выступления на площади Тяньаньмэнь не были «студенческим бунтом». Палаточный лагерь на площади был организован в основном двумя силами — Независимым союзом студентов Пекина и Независимой ассоциацией пекинских рабочих. Среди протестующих были также служащие, бизнесмены и даже полицейские. Общая численность протестующих достигала миллиона человек.
Протест был прежде всего антикоррупционным, его главный лозунг — «Долой продажных чинуш». Возмущение в обществе вызывало незаконное обогащение коммунистических чиновников в ходе экономических реформ Дэн Сяопина, проводившихся с 1978 года. В остальном между протестующими не было идеологического единства: одни требовали демократизации политической системы, другие (в основном группы рабочих) — напротив, сворачивания реформ и ликвидации элементов капитализма.
Интересно, что перед визитом в Пекин Михаила Горбачева, тогда президента СССР, у протестующих появились плакаты на русском языке: «Демократия — наша общая мечта». Предполагалось, что в ходе визита Горбачев возложит цветы к расположенному на площади Тяньаньмэнь памятнику, но китайская сторона отменила эту церемонию.
Поначалу власти были склонны прислушиваться к голосам протестующих. Генсек ЦК Коммунистической партии Китая Чжао Цзыян пришел на площадь и обратился к участникам протестов со словами «Студенты, мы пришли слишком поздно. Мы сожалеем». Но за такой «либерализм» его сняли с поста; оставшиеся 15 лет жизни он провел под домашним арестом.
Протесты носили мирный характер, обострение же произошло, когда власти приняли решение о разгоне палаточного лагеря. В Пекине ввели военное положение, на площадь направили армейскую бронетехнику. Протестующие оказали вооруженное сопротивление, им удалось поджечь не менее 15 танков и бронеранспортеров.
Солдаты вели по участникам протестов автоматный огонь без предупреждения. Количество погибших с обеих сторон до сих пор не установлено. По данным Amnesty International, после событий на площади Тяньаньмэнь сотни участников протестов были казнены, тысячи подвергнуты пыткам и брошены в тюрьмы.
США, Япония и страны Западной Европы после этих событий ввели санкции против Китая, запретив, в частности, кредитование китайских госпредприятий. Продержались санкции недолго, но развитию экономики страны явно не способствовали.
Каким образом мирные протесты и борьба с коррупцией могли привести к хаосу в Китае, Киселев не объясняет.