Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.44
  • EUR99.58
  • OIL87.39
Поддержите нас English
  • 5809
Антифейк

Медведев заявил, что слово «кризис» исчезло из актуальной экономической лексики. У экономистов и жителей России другое мнение

РИА «Новости» приводит заявление премьер-министра Дмитрия Медведева на коллегии Министерства экономического развития:

«Еще несколько лет назад слово “кризис” было таким рефреном, регулярно звучало в выступлениях аналитиков, экономистов, финансистов и, конечно, министров. Сегодня об этом практически не говорят, эти слова исчезли из актуальной экономической лексики. На смену им пришли дискуссии на тему создания условий для устойчивого экономического роста».

Неизвестно, за выступлениями каких именно экономистов следит премьер, но вот лишь несколько недавних примеров «отсутствия» дискуссий о кризисе.

19 мая в «Независимой газете» появилась статья под названием «Россия на пороге крупнейшего после 2008–2009 годов рукотворного кризиса» с подзаголовком «Правительственные новации обрекают государство на новую рецессию». Заместитель заведующего отделом экономики газеты Анастасия Башкатова пишет:

«По итогам первого квартала российский ВВП вырос лишь на 0,5% в годовом выражении, что оказалось хуже ожиданий властей. Таковы предварительные оценки Росстата. В этом году в России может начаться экономический спад — крупнейший после кризиса 2008–2009 годов, предупреждают экономисты. По их оценкам, в квартальном сопоставлении провал стал рекордным за последние примерно 10 лет. К основным причинам они относят прежде всего налоговые новации правительства. То есть кризис во многом рукотворный. <…>

При этом некоторые экономисты считают, что рецессия в стране не просто скоро начнется, а уже идет полным ходом. Так, экономист Андрей Илларионов, взяв за основу данные Центра развития ВШЭ и Росстата, сообщил, что страна уже вступила в новую, пятую рецессию. В целом в экономике она началась шесть месяцев назад, в сфере транспорта и в торговле — девять месяцев назад, в строительстве — семь месяцев назад, перечислил он.

“Скорость снижения объемов экономической деятельности в ходе нынешней рецессии уступает скорости падения выпуска во время рецессий 1997–1998 и 2008–2009 годов, практически совпадает со скоростью падения выпуска во время рецессии 1989–1996 годов и превышает значение этого показателя во время рецессии 2014–2015 годов», – уточняет Илларионов.

В частности, по оценкам Института экономического анализа, в 2018–2019 годах среднегодовые темпы снижения объемов производства составили на данный момент 7,3%. Для сравнения: в 1989–1996 годах снижение достигало 7,4%; в 1997–1998 годах — 9,8; в 2008–2009 годах — 13,8; в 2014–2015 годах — 6,8%».

За месяц до этого, 19 апреля, в эфире радио НСН выступал экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев. Состояние российской экономики он оценил так:

«Что ситуация в российской экономике неблагополучная — это несомненный факт. Она переживает системный кризис. Он не связан ни с внешнеэкономической конъюнктурой, не связан с санкциями. Хотя они усугубляют ситуацию. Это кризис экономической модели, которая была выбрана в середине нулевых годов. Все остальное — это частные производные».

20 мая в программе «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь принял участие директор Института стратегического анализа, профессор НИУ ВШЭ Игорь Николаев. В своем выступлении, которому канал предпослал заголовок «Ограничения. Увольнения. Кризис. Российская экономика готовится уйти в минус», Николаев прокомментировал последние данные о росте российской экономики (0,5% в годовом выражении по итогам первого квартала 2019 года):

«0,5% ― это, конечно, очень мало. Это практически никакого роста, потому что в рамках погрешности. А если мы учтем (а это надо учитывать), что вот такое отсутствие роста мы наблюдаем в условиях, когда достаточно высокие цены на нефть, когда санкции новые остаются пока только анонсированными, то можно предположить, что дальше будет, если негатив будет включаться.

И даже без негатива на самом деле, исходя из того же эффекта базы, если посмотреть, как росла экономика в прошлом году, допустим, во втором квартале, я думаю, вот эти 0,5% роста нам еще покажутся вполне себе неплохим результатом. Поэтому экономика фактически стагнирует и готовится к тому, чтобы уйти в минус».

Впрочем, отметим, что непосредственно термин «кризис» сам Николаев действительно не использовал.

24 мая, уже после выступления Медведева, в газете «Ведомости» появилась статья Анны Холявко «Россияне стали острее чувствовать кризис. Более половины ждет, что он продлится как минимум еще четыре года». В ней говорится:

«Количество россиян, которые почувствовали кризис на себе и верят в его затяжной характер, продолжает расти. Несмотря на рост экономики в 2018 г. на 2,3% и обещания властей добиться экономического прорыва в ближайшие шесть лет, более половины россиян (53%) в 2019 г. верят, что экономические сложности продлятся еще минимум четыре года, говорится в исследовании компании GfK. В 2017 г. таких пессимистов было 44%, в 2015 г. — 29%. При этом почти каждый четвертый (24%) россиянин считает, что в ближайшее пятилетие ситуация в экономике может ухудшиться.

Исследователи РАНХиГС заметили рост ощутивших кризис. Если в апреле 2018 г. об ухудшении говорили 29,6% граждан, то в апреле 2019 г. уже 33,3%. Для 47,9% ситуация не изменилась (против 53,7% в прошлом году), для 14,7% — улучшилась (против 13,9%). Собственное материальное положение оценили как ухудшившееся за последний год 27% россиян, еще 60% изменений не почувствовали».

23 апреля в программе «Прав!Да?» на телеканале ОТР экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников заявил:

«Вы знаете, тут со словом “кризис” надо обращаться очень аккуратно, потому что, конечно, со строгой макроэкономической точки зрения, никакого кризиса нет, потому что он считается наступившим, когда у вас два квартала подряд падает валовой внутренний продукт. Этого нет. Но счастья от того, что этого не происходит, тоже нет.

Поэтому какой кризис? Конечно же, можно в таком широком смысле слова говорить, что он структурный, потому что вот эта модель экономического развития, с которой мы долго-долго ехали в разные стороны, она себя полностью исчерпала. И показатель этого исчерпания в том, что даже если мы растем, то люди отдачи от этого роста — может быть, формального и статистического — не чувствуют».

А 17 мая портал «Актуальные комментарии» под заголовком «Экономический кризис в России: 43% граждан экономят на еде» опубликовал результаты исследования ФОМ. Вот некоторые из них:

Курьезная деталь: РИА «Новости», сообщая о выступлении Медведева, почему-то «понизило его в должности» до вице-премьера.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari