8 февраля отмечается День российской науки. Первый канал отметил этот праздник большим парадным сюжетом об ученых, прежде работавших за рубежом и вернувшихся на родину.
Таких нашлось трое: два брата, которые работали по отдельности в Израиле и Германии, а потом приехали в Петербург и возглавили лабораторию в Университете информационных технологий, механики и оптики, и специалистка по тканевой и клеточной инженерии из крупной биотехнологической компании, вернувшаяся из Южной Кореи. Кроме них, в сюжете появляется молодой ученый, магистр из Петербурга, и заявляет:
«У меня были мысли поехать учиться еще куда-нибудь за границу, но я очень полюбила этот университет и теперь, наверное, все же останусь здесь».
На этом основании Первый канал делает оптимистический вывод:
«Перед нашими учеными сегодня стоит амбициозная задача — обеспечить технологический прорыв. Для этого создаются все условия. Не случайно все больше исследователей, которые когда-то уехали за рубеж, возвращаются работать на родину».
Никаких статистики по миграции ученых в сюжете нет. Но вообще-то она существует. В июле прошлого года Boston Consulting Group, одна из крупнейших мировых компаний в сфере управленческого консалтинга, опросила 24 тыс. российских респондентов — представителей академических кругов и рекрутеров, — и выяснилось, что 50% российских ученых хотят работать за рубежом. Российский портал Finanz.ru (дочерний проект крупнейшего финансового портала Германии Finanzen.net) так передает выводы исследователей:
«Желания вернуться у уехавших в Западную Европу, как правило, не возникает — готовы снова работать в России, если поступит такое предложение, лишь 6% эмигрантов.
В качестве причин отъезда люди называют более высокую зарплату, приобретение трудового опыта, более высокий уровень жизни и расширение карьерных возможностей.
В топ-10 факторов также попали “экономическая нестабильность в родной стране” и “более высокое качество государственных услуг” за границей, в том числе в сферах здравоохранения, образования и ухода за детьми».
В январе прошлого года эксперты РАНХиГС отметили, что миграция из России в развитые страны по данным принимающих стран составляет около 100 тыс. человек в год, что почти в 7 раз выше официальных цифр Росстата, причем это так называемая интеллектуальная миграция — до 70% уезжающих составляют люди с высшим образованием. Finanz.ru сообщает подробности:
«Для большинства основным “выталкивающим” фактором стало “заметное изменение экономической ситуации после 2014 года”, говорится в исследовании: начались сложности на рынке труда, обвал рубля обесценил зарплаты, а возможности карьерного развития сократились.
Каждый четвертый назвал в числе причин эмиграции политическую ситуацию — разочарование после выборов 2012 года и “особенно события 2014 года”.
Из уехавших лишь 15% активно ищут возможность вернуться обратно и постоянно изучают российский рынок труда. Треть твердо решили никогда не возвращаться. Самая многочисленная группа — это те, кто не закрывает для себя возможности приехать в РФ на постоянное место жительства, но и не стремится к этому.
Миграция в саму Россию “утечку мозгов” не покрывает: если в начале 1990-х из стран бывшего СССР приезжали в основном квалифицированные специалисты, то теперь лишь 13–17% мигрантов имеют высшее или хотя бы незаконченное высшее образование».
На общем собрании РАН в марте прошлого года главный ученый секретарь президиума Николай Долгушкин сообщил о растущей «утечке мозгов» из России. По его информации, с 2014 по 2016 год количество высококвалифицированных специалистов, покидающих страну, выросло вдвое. В институтах Федерального агентства научных организаций постоянно уменьшается количество научных сотрудников, причем среди них снижается доля докторов и кандидатов наук. К тому же средний возраст исследователя там выше 50 лет, а каждый третий ученый достиг пенсионного на тот момент возраста — 60 лет.