Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD77.18
  • EUR89.98
  • OIL42.1
Переводы

The Washington Post: Как Россия манипулировала американскими избирателями с помощью крупнейших СМИ

Юрий Бершидский

Исследование активности российских троллей и ботов в твиттере показало, что основным их приемом было не столько распространение фейков, сколько тенденциозная подборка новостей из солидных источников, пишет в The Washington Post Крейг Тимберг. The Insider предлагает полный перевод статьи.

В российской дезинформационной кампании во время президентских выборов 2016 года активно использовались сообщения, публикуемыми крупными американскими изданиями; с их помощью формировали политические дискуссии в интернете. Об этом говорят результаты исследования, опубликованные в четверг.

Исследователь соцсетей из Колумбийского университета Джонатан Олбрайт проанализировал более 36 тыс. твитов российских пользователей и обнаружил, что сомнительные, а также иностранные источники новостей играли сравнительно небольшую роль, и пришел к выводу, что в спорах о «фейковых новостях» во время кампании были в некотором смысле неправильно расставлены акценты.

Работа Олбрайта — по его словам, самое масштабное на сегодня исследование ссылок на новости, с помощью которых Россия манипулировала политическими дискуссиями в твиттере, — подтверждает наблюдения других аналитиков. Бывший агент ФБР Клинтон Уоттс, теперь эксперт по дезинформации филадельфийского Института внешнеполитических исследований, считает, что ссылками на популярные источники новостей россияне повышали уровень доверия к своим аккаунтам в твиттере, что помогало им манипулировать своими читателями.

«Кремлю незачем было придумывать лживые истории, они здесь и так уже были, — сказал он. — Вы просто берете готовую историю и раскручиваете».

Некоторые специально выдуманные истории проникли в прессу и получили широкую аудиторию. Но контролируемые Россией аккаунты в твиттере, считает Олбрайт, в основном распространяли информацию из широко читаемых изданий, публикующих американские новости и политические комментарии. Сами по себе сообщения обычно были правдивы, но российские аккаунты тщательно выискивали в общем информационном потоке темы и сюжеты, которые были на руку республиканскому кандидату Дональду Трампу и вредили его сопернице-демократке Хиллари Клинтон.

Даже новостями, разоблачающими политические сплетни, можно пользоваться, чтобы не давать этим сплетням заглохнуть

В твитах, которые изучал Олбрайт, оказалось больше всего ссылок на Breitbart News, второе и третье места заняли The Washington Post и San Francisco Chronicle. В списке из 25 изданий, на которые российские аккаунты чаще всего ссылались, преобладают консервативные издания; там фигурируют Daily Caller, Fpx News и Gateway Pundit. Популярны, хотя и не на уровне первых 25 строчек списка, оказались и прямые ссылки на страницу, где велся сбор пожертвований на кампанию Трампа.

Сайт российского государственного телеканала RT оказался на 19-м месте. Ни один другой иностранный сайт в первые 25 не попал.

Выбор моментов, когда появлялись твиты в аккаунтах, участвовавших в российской кампании, как показал анализ, свидетельствует о безошибочном знании того, когда нужно нанести удар. К примеру, значительный всплеск их активности приходится на дни после 11 сентября, когда Клинтон, болевшая тогда воспалением легких, споткнулась во время церемонии; это обострило споры о состоянии ее здоровья.

«Мы ни за что не отдадим нашу страну ухудшенной версии Обамы. Пневмония заразна», — написал в тот день российский пользователь под ником South Lone Star <ник подразумевает, что пользователь — якобы техасец; Lone Star State — распространенное неофициальное название Техаса. — The Insider> и добавил к этому теги #HillarysHealth (здоровье Хиллари) и #Hillary4Prison (Хиллари в тюрьму).

До сих пор непонятно, каким образом россиянам удалось на полном ходу внедриться в американскую политическую кампанию, не вызвав тревоги в США

Еще одна находка аналитиков показывает, что российские аккаунты распространяли в основном местные новости тридцати крупнейших городов, таких как Сан-Франциско, Бостон и Хьюстон. Но в ключевые дни эти добившиеся популярности аккаунты — обычно у них было больше десяти тысяч фолловеров — часто переключались на политику, чтобы, к примеру, оповещать о росте рейтинга Трампа или о расследовании ФБР в связи с использованием Клинтон частного почтового сервера, когда она была госсекретарем.«Они действительно старались направить в нужное русло обсуждение новостей, установить повестку дня», — сказал Олбрайт.

В компании Twitter отказались комментировать исследование Олбрайта, так как у компании было недостаточно времени, чтобы его изучить. В прошлом году, на пике скандала с использованием Россией соцсетей для влияния на американские выборы, компания удалила эти аккаунты.

Ряд исследователей считает, что тактика размещения ссылок на достоверные новости позволяет изредка продвигать откровенные фальшивки с сомнительных сайтов; читатели с большей готовностью принимают их после того как аккаунт в течение недель или месяцев ссылался на более привычные источники новостей. Они также считают, что раскрутка контента в твиттере влияет и на его популярность на других платформах.

Из исследования Олбрайта неясно, кем были написаны изученные им твиты, — троллями (людьми, специально продвигающими определенные темы) или ботами (программами, копирующими сообщения других пользователей или отвечающими на них); возможно, это комбинация тех и других.

Фил Хауард из Оксфордского университета, участник проекта по изучению компьютерной пропаганды, говорит: «При хорошей организации дезинформационной кампании российские боты в Твиттере или фейковые аккаунты в Фейсбуке фактически будут пользоваться самыми достоверными источниками новостей в Америке. Даже новостями, разоблачающими какие-то политические сплетни, можно пользоваться, чтобы не давать этим сплетням заглохнуть».

Последние по времени откровения пришли от американских разведчиков, которые на этой неделе предупредили, что Россия готовится снова вмешаться в выборы в ноябре этого года. Но даже сейчас, когда аналитики призывают готовиться к новому потоку дезинформации в интернете, остается без ответа поставленный в 2016 году вопрос о том, каким образом россиянам удалось на полном ходу внедриться в американскую политическую кампанию, не вызвав тревоги в США и не столкнувшись ни с какими попытками борьбы с дезинформацией.

Анализ Олбрайта, руководителя исследований в Центре цифровой журналистики Колумбийского университета и работающий также в гарвардском Центре интернета и общества, включал исследование аккаунтов, которые, как сообщила в ноябре Конгрессу компания Twitter, контролировались Агентством интернет-исследований — частной петербургской компанией, которую часто называют главной российской «фабрикой троллей» (в прошлом месяце Twitter предоставил Конгрессу еще один список связанных с «фабрикой троллей» аккаунтов, но он пока не опубликован). Олбрайт изучил более 11 тыс. ссылок в этих аккаунтах и составил список самых популярных источников.

Олбрайт исследовал и хронологию российской дезинформационной кампании. К примеру, был резкий рост количества твитов и ссылок после съезда Демократической партии в конце июля, но очень мало их было в последние две недели августа, когда многие в России уходят в отпуск.

График активности российских твиттер-троллей. 22 марта — теракт в Брюсселе, 32 погибших. 21 июля — Трамп объявлен кандилатом в президенты от Республиканской партии. 29 июля — день после объявления Клинтон кандидатом от Демократичекой партии. 24 августа — Клинтон по опросам обходит Трампа на на 12%. 17 сентября — теракт в нью-йоркском районе Челси. 6 октября — выступление Трампа на предвыборном митинге в Нью-Хемпшире. 8 ноября — день выборов.

С начала сентября, когда преимущество Клинтон, оценивавшееся, согласно опросу The Washington Post, в 5% возможных голосов, стало таять, российская кампания начала постепенно набирать ход. Количество твитов резко выросло после того как Клинтон споткнулась 11 сентября, новый всплеск последовал через неделю, когда российские аккаунты опубликовали около 2000 твитов.

Один аккаунт под ником Амели Болдуин (с фотографией улыбающейся блондинки и описанием: «жена, мать, патриотка, друг») с 2000 фолловеров разместил в тот день 538 твитов. Все это были ретвиты; публиковать их проще, чем писать что-то оригинальное.

В одном из них было написано: «Обама пытается начать Третью мировую войну, чтобы не дать Трампу стать президентом?»; далее следовала ссылка на твит Associated Press о том, что сирийский режим завил, что США нанесли удар по его силам.

Если прочитать все, что опубликовала в тот день «Амели Болдуин», можно заметить, что Клинтон представлена как отвратительная бесчестная преступница, находящаяся под следствием, да еще и стремящаяся открыть границы Америки для опасных иммигрантов. Трамп, напротив, предстает как смелый, уважаемый в обществе лидер, чья популярность, согласно опросам, растет, пользующийся поддержкой афроамериканцев и избирателей-геев, но несправедливо очерняемый журналистами. Аккаунт «Амели Болдуин» — один из многих, рассчитанных на консервативную аудиторию. Другие аккаунты делали акцент на полицейском насилии против афроамериканцев, проблемах геев и лесбиянок, других темах, интересующих либералов.

Контролируемый Россией аккаунт под ником KateRitterrrr 18 сентября разместил ретвит, в котором говорилось: «Я, гей латиноамериканского происхождения, голосую за Трампа. Он не продажен и борется за всех нас». К этому были добавлены теги #MAGA (Make America Great Again — «сделаем Америку снова великой», предвыборный лозунг Трампа), #GaysForTrump (геи за Трампа), #Trump2016.

Общая цель, считают Олбрайт и другие исследователи, заключалась в том, чтобы поляризовать споры, оттолкнуть политически активных людей от центристских позиций. Для этого российские аккаунты нашли огромное количество материалов из американских источников, публикующих новости и комментарии.«Этим троллям незачем было делать ретвиты RT и Sputnik, — сказал Олбрайт. — Все, что им было нужно,  это выбирать определенные темы и продвигать их».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari