Зачем Найджел Фарадж привел с собой на съезд Республиканской партии мошенника, связанного с теневым сегментом интернета? И что молодой специалист по отмыванию денег рассказал агентам ФБР, когда его арестовали? Об этом пишет в The Daily Beast Нико Хайнс. The Insider предлагает полный перевод статьи.
Когда Найджел Фарадж, он же Мистер Brexit, на прошлогоднем съезде республиканцев наблюдал, как Дональда Трампа объявляют кандидатом в президенты от партии, с ним был в высшей степени неожиданный компаньон. Его ближайшим помощником в этой поездке оказался специалист по офшорным инвестициям, хваставшийся в «дарквебе» — теневом сегменте интернета, куда посторонним не попасть, — своим умением нелегально отмывать деньги в США и за их пределами.
Этого помощника, Джорджа Коттрелла, арестовали в чикагском аэропорту О'Хара 2 июля 2016 года, когда он собирался вернуться в Лондон. Позже он признал себя виновным в участии в «рекламе услуг по отмыванию денег на сайте черного рынка в сети Tor».
Возникли вопросы о влиянии нелегальных денег на Brexit и на избрание Дональда Трампа, и все упиралось в один вопрос: кто был этот участник преступных схем, сопровождавший на съезде Фараджа, встречавшегося с некоторыми известнейшими сторонниками Трампа, в том числе Ньютом Гингричем и Роджером Стоуном?
В начале этого года были сообщения о том, что Фараджем заинтересовалось ФБР в ходе расследования российских связей Трампа. Он был рядом с Трампом на митинге в штате Миссисипи в августе 2016 года, и он же оказался одним из первых иностранных политиков, посетивших Трампа после его сенсационной победы на выборах.
Коттрелл не только рекламировал свои возможности незаметно перемещать деньги через государственные границы, он еще и хорошо разбирался в мире офшорных и транснациональных банков. Хотя у него не было политического опыта, Фарадж выбрал 22-летнего Коттрелла на роль руководителя своего штаба во время борьбы за Brexit. Он был и одним из руководителей фандрайзинговой кампании UKIP — партии Фараджа — в пользу Brexit.
Коттрелл слишком молод для такого знатока международных финансов, но еще шесть лет назад, еще в школьном возрасте, он, согласно официальным документам лондонского Companies House, был зарегистрирован как директор компании Upsilon Investments (наряду с офшорным директором, находившимся на Британских Виргинских островах).
Прежде чем признать себя виновным, Коттрелл изменил свое имя и стал Джорджем Котрелом. Он заявил американским властям, что сделал это, чтобы «дистанцироваться от своего прежнего участия в некоторых политических кампаниях». Это не сработало.
Некоторые из тех, кто видел, как он выполнял поручения Фараджа, работая в партии сторонников Brexit, считали его трепачом и думали, что его популярность в партии связана основном с его крайней щедростью в баре.
Другие говорили, что он серьезный игрок. «Он был очень умный парень. Когда я работал вместе с ним в штабе кампании, он выглядел большим эрудитом, у него было все, что нужно, — сказал коммерческий директор промосковской группы Westminster Russia Forum Найджел Сассмен, бывший кандидат в члены парламента от UKIP. — И у него были очень хорошие связи».
Коттрелл работал в нескольких банках; в последнее время он занимался тем, что помогал состоятельным частным лицам перемещать их деньги через границы. Он также утверждает, что, когда вступил в UKIP, уже больше года работал консультантом в отделе финансовой разведки одной из разведслужб. На высоком партийном посту он работал бесплатно. «Не думаю, что партия когда-нибудь заплатила ему хотя бы пенни», — сказал один из функционеров партии.
Источник внутри UKIP рассказывает, что Коттрелл исключительно эффективно работал и был очень осведомлен для его возраста. «Он очень представителен, очень обаятелен, настоящая душа компании, и результаты его работы очень впечатляли, — говорит он. — На нас работали его невероятная наглость и феноменальная самоуверенность».
Фарадж и его окружение прозвали Коттрелла «Роскошным Джорджем». Он племянник бывшего казначея Консервативной партии лорда Хескета, позже перешедшего в более радикальную ультраправую UKIP. По некоторым сообщениям, у его матери Фионы Коттрелл когда-то был роман с принцем Чарльзом.
Когда Коттрелла освободили из американской федеральной тюрьмы, бывший кандидат от UKIP и сторонник партии Уильям Кэш написал сочувственную статью о нем для The Daily Telegraph. В развернутом интервью рассказывалось и о том, как Коттрелл оказался замешанным в мошеннических схемах в «дарквебе», и эта история радикально отличалась от показаний, которые он дал под присягой в суде. В статье утверждалось, что на него вышли два американских бизнесмена, которые хотели продать свой портфель объектов недвижимости. В своем же признании в суде он заявлял, что предлагал услуги по незаконному отмыванию денег на сайте в сети Tor.
Интервью явно пытается представить Коттрелла более симпатичным персонажем — молодым человеком, попавшим в беду из-за страсти к азартным играм, — но оно дает ответы на некоторые вопросы, связанные с одним центральным: чем Коттрелл оказался полезен Фараджу. Работу ему обеспечили явно не семейные связи; говорили, что он, когда работал в частном банке, «изучил мутный и запутанный мир „теневых банков“, секретных офшорных счетов и хитроумных финансовых структур».
«Именно из за этих навыков Коттрелл и оказался на неоплачиваемом посту в UKIP», — утверждает Кэш, который объяснил, что Коттрелл работал «в офшорном частном банке, попавшем под расследование американских властей как «иностранный финансовый институт крупного концерна по отмыванию денег»».Коттрелл достаточно осторожен, чтобы не называть на своей странице в LinkedIn все банки, в которых он работал. Вместо этого там сообщается, что он был «менеджером по работе с клиентами в транснациональном частном банковском учреждении» и «советником инвестиционного менеджера в фонде фондов под юрисдикцией Каймановых островов».
О его «интересах» в LinkedIn говорится более откровенно. Среди 41 организации, упомянутой в его профиле, упоминается школа, где он когда-то учился, и несколько глобальных финансовых гигантов, которые можно встретить в аккаунте любого финансиста, но есть и несколько более неожиданные связи.Коттрелл — один из 71 пользователя соцсети, которые интересуются «Молдинкомбанком» — сомнительным молдавским банком, который, как считается, был в самом центре аферы, известной как «русская прачечная», которая отмывала миллиарды незаконных долларов из Москвы через мошеннические схемы, подставные государственные контракты и уклонение от налогов. Есть информация, что некоторая часть отмытых денег пошла на выплаты иностранцам, действовавшим в интересах Кремля, - таким, как лидер одной маленькой польской политической партии, впоследствии арестованный по обвинению в шпионаже в пользу России <по-видимому, речь идет о главе политической партии «Смена» Матеуше Пискорском, арестованном в мае 2016 года. — The Insider>.
The Daily Beast спросил банк, работал ли там когда-либо Коттрелл, но в отделе персонала ответили: «Согласно действующему законодательству, личная информация предоставляется только с согласия сотрудника».
Еще один из «интересов» в аккаунте Коттрелла — банк FBME, официально зарегистрированный в Танзании, но с зарубежными отделениями в двух странах: Кипре и России. По данным американского расследования, банк связан с Башаром Асадом и «Аль-Каидой», а также с мошенничеством на сумму $230 млн в России, раскрытым Сергеем Магнитским. В 2014 году министерство финансов США закрыло банку доступ на американский рынок, заподозрив его в отмывании денег.
Банку покровительствовали люди из ближнего круга Владимира Путина, причем некоторые из них пользовались счетами в нем для отмывания российских денег, а также олигарх Михаил Прохоров, владелец клуба NBA Brooklyn Nets.
В аккаунте Коттрелла в LinkedIn упоминаются также российские банки ВТБ и «Альфа-банк», связи которых с компанией Дональда Трампа расследует ФБР, и Banca Privada d'Andorra (BPA), который американский Минфин называет «крупным концерном по отмыванию денег», связанный с российской организованной преступностью. На запросы о работе в нем Коттрелла BPA не ответил.
The Daily Beast не может получить независимое подтверждение, что страница в LinkedIn действительно принадлежит Коттреллу и информация внесена им самим, но представитель UKIP подтвердил, что то, что там написано о его роли в партии, — правда. Аккаунт в LinkedIn связан двусторонними ссылками с аккаунтом на имя Коттрелла в Твиттере, на который подписано 140 человек. Среди тех, кто его читает, активисты UKIP и кампании за Brexit Джо Дженкинс, Джек Монтгомери, Майкл Хивер, Джек Даффин, Энди Уигмор и сам Найджел Фарадж, а также его пресс-секретарь Дэн Джукс и глава отдела коммуникаций UKIP Гавейн Таулер. Таулер стал подписчиком аккаунта после вечеринки с Коттреллом и старыми товарищами по UKIP в Восточном Лондоне после депортации Коттрелла из США в начале этого года. Представитель UKIP сказал, что считает аккаунт подлинным.
Еще один подписчик аккаунта @GeorgeSCottrell — председатель старейшего британского консервативного экспертного института Bow Group Бен Харрис-Куинни. Он рассказал The Daily Beast, что лишь несколько раз встречался с Коттреллом, но тот произвел на него большое впечатление: большинство крупных партийных аппаратчиков — довольно скучные люди. «Он очень живой, привлекательный персонаж. У меня сложилось впечатление, что вон немного болтун и искатель приключений», — сказал он.
Харрис-Куинни встретился с ним в баре после его освобождения из американской тюрьмы. «Все были очень удивлены его арестом, это смотрелось так странно, — сказал он. — Но он, похоже, был в хорошем настроении, и вся эта история явно не сбила его с ног».
Сам Коттрелл сказал в интервью The Telegraph: «Несмотря на это неудачное приключение и все, что мне пришлось пережить, я все же считаю, что 2016-й был лучшим годом в моей жизни... Brexit и Трамп. Что может быть лучше».
В небольшом списке тех, кто читает аккаунт Коттрелла в Твиттере, также журналистка Изабел Оукеншотт, которая была с ним и Фараджем в Чикаго, когда его арестовали. Тогда она писала книгу «Плохие парни Brexit», официальным автором которой значится бизнесмен Аррон Бэнкс. В списке «действующих лиц» в книге упомянуты всего четверо сотрудников UKIP, и Коттрелл — один из них.
Бэнкс был, безусловно, крупнейшим финансовым спонсором Brexit; сначала он делал пожертвования в пользу UKIP, а затем давал займы и пожертвования другой группе, агитировавшей за Brexit — Leave.EU. В прошлом месяце было объявлено, что Британская избирательная комиссия начинает расследовать, был ли Бэнкс «настоящим источником» этих денег.
За две недели до этого британское издание Open Democracy UK опубликовало расследование финансовой деятельности Бэнкса, подняв вопросы о размере его состояния. В публикации говорится, что перед тем как выложить £10 млн на поддержку выхода Британии из Евросоюза, он испытывал некоторые финансовые затруднения. «Похоже, самозваный „плохой парень“, который финансировал кампанию за выход, преувеличил свое богатство. Так как же он оплатил это развлечение?», — спрашивают авторы статьи.Бэнкс, который наряду с Коттреллом принадлежал к ближнему кругу Фараджа, — яркий персонаж, который как будто получает удовольствие от раздувания окружающих его слухов, включая и подозрения, что он работал в интересах России.
За неделю до Рождества в этом году Бэнкс и его коллега по Leave.EU Энди Уигмор послали одному из журналистов бутылку «Столичной» с запиской «Из России с любовью».
В своем описании битвы за Brexit он с явным восторгом вспоминает шпионский скандал 2010 года, в котором была замешана его жена. Екатерина Падерина, дочь высокопоставленного российского чиновника, говорит на шести языках; в ее адресе электронной почты есть цифры 007, она водит Range Rover семьи Бэнксов с номерами X MI5 SPY <«шпион из MI5». — The Insider>. Бэнкс, владелец частной разведывательной компании, даже детально описывает в своей книге шестичасовой ланч в росийском посольстве с Фараджем, его женой и послом.
В этой книге он описывает Коттрелла как человека, «склонного к показной роскоши на грани карикатуры и намеренно грубого». Он подробно пишет, что Коттрелл сопровождал Фараджа, когда тот одну за другой проводил встречи во время съезда республиканцев.
Бэнкс описал и момент, когда Коттрелла задержали в чикагском аэропорту в июле 2016 года: «Пятеро агентов ФБР надели на него наручники. Они набросились на него в тот момент, когда он ступил на трап. Все было сделано быстро, не привлекая внимания; его утащили без всяких объяснений. Найджел был ошеломлен. Коттрелл был достаточно богат, он показал себя человеком трудолюбивым и лояльным. Не было ничего, что позволяло бы предположить у него какие-либо связи с криминалом».
Через два дня Фарадж и Бэнкс узнали, почему задержали Коттрелла: «Сегодня мы просто в шоке — Найджел получил полный список обвинений, предъявленных Роскошному Джорджу. Ничего хорошего».Но грозившие ему 20 лет тюрьмы в конце концов превратились в восемь месяцев, когда Коттрелл 19 декабря 2016 года согласился признать себя виновным.
После его освобождения писали, что бывший сотрудник UKIP получил такой короткий срок, потому что передал американским властям некие улики. В судебных документах, подписанных обвинением, действительно содержится просьба к судье назначить сокращенный срок, так как он сотрудничал со следствием и изъявил готовность «передать агентам ФБР дополнительную информацию после его ареста».Впрочем, американские официальные лица отрицают предположения, что Коттрелл перешел на их сторону и дал ФБР ключевую информацию, которая могла бы впутать кого-либо из его коллег-политиков в расследование темного денежного следа, связывающего Россию, Brexit и кампанию Трампа. Они утверждают, что Коттрелл не получил бы такого легкого приговора и не был бы выпущен из США, если бы обвинение рассчитывало на его показания в суде.
В интервью в The Telegraph, взятом симпатизирующим ему активистом UKIP, Коттрелл утверждает, что его заманили в ловушку, предложив помочь клиенту его банка. Это совершенно не соответствует признанию, которое он дал в федеральном суде в Аризоне.
Он подписал декларацию, где говорится, что тайные агенты отдела криминальных расследований Налогового управления США расставили ему ловушку, предварительно предложив помочь преступникам незаметно переместить крупные суммы денег в разные страны мира.
«Я работал еще с одним человеком, известным как Банкир; вместе мы предлагали услуги по отмыванию денег на сайте черного рынка в сети Tor, — писал он. — Я объяснил, какими путями можно отмыть криминальные доходы, — например, как выводить крупные объемы наличности за пределы США в обход требований о декларировании».
В 2014 году, когда его объявление в «дарквебе» привлекло внимание властей, — тогда он еще не работал в UKIP, — Коттрелл через шифрующий информацию мессенджер Cryptocat связался с агентами под прикрытием, которые представились наркодилерами, и согласился поехать в Лас-Вегас, чтобы заключить с ними фальшивую сделку.
Согласно показаниям Коттрелла в федеральном суде, он в совершенстве разбирался в хитроумных способах перемещения денег. «Котрел [именно так] был удивительно молод, тогда ему было около двадцати лет, но агентов отдела криминальных расследований налогового управления впечатлило его знание финансов, американских государственных процедур и законов об отмывании денег».
Остается неясным, какую часть этих знаний он применил в UKIP на посту главного фандрайзера Brexit.