Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.45
Поддержите нас English
  • 1056

Страны Балтии и Северной Европы, в последнее время постоянно сталкивающиеся с дезинформацией и кибератаками из России, ищут эффективные способы этому противостоять, рассказывает в Foreign Policy Рид Стэндиш. The Insider предлагает полный перевод статьи.

30 августа во всем регионе Курземе на западе Латвии на семь часов пропала сотовая связь. Для технически продвинутой балтийской страны такое было крайне необычно.

Хотя правительство Латвии пока не объяснило, из-за чего прервалась связь, разведслужбы страны на прошлой неделе объявили, что выясняют, не было ли это результатом российской электронной атаки; по некоторым сообщениям, в то время к берегам Латвии приблизился российский корабль с оборудованием для электронной войны на борту.

Такое происходило не только в Латвии. Норвежская разведка на прошлой неделе заявила, что страна в сентябре подверглась электронной атаке из России — сигналы GPS, передаваемые самолетами в небе над севером Норвегии, были заглушены. Как раз в то время по соседству Россия проводила масштабные военные учения «Запад».

Беспокойство в Латвии связано с ростом технических приемов гибридной войны в российском арсенале — от дезинформации и пропаганды ради того, чтобы посеять в стране внутренние раздоры, до традиционной военной силы. В недавние годы эти возможности были опробованы в российских кампаниях в Украине и Сирии. Но теперь в испытательный полигон все больше превращаются  балтийские страны и их северные соседи.

Литва заявила, что с 2014 года сталкивается с постоянными кибератаками против ее правительственных учреждений, а российские военные самолеты регулярно нарушают воздушное пространство над ее территориальными водами в Балтийском море. Эстония утверждает, что в 2014 году Россия похитила сотрудника ее разведки, устроив на пограничном посту инцидент с применением дымовых гранат. Позже эстонского разведчика освободили в обмен на задержанного в Эстонии россиянина.

Финляндии тоже пришлось иметь дело с потоком дезинформации о войне в Украине, лживыми сообщениями о притеснении этнических русских в Финляндии и вполне реальными угрозами Владимира Путина: он говорил, что Москве придется принять контрмеры, если страна вступит в НАТО.

Традиционно на это отвечали размещением танков и военными учениями; в начале этого года в Польше, Литве, Латвии и Эстонии развернули четыре батальона сил НАТО для сдерживания российских военных. Но на фоне усилившегося напряжения официальные лица в регионе заявляют, что быстро принимают меры, чтобы приспособиться к новым возможностям России, военная доктрина которой основывается теперь не только на огневой, но и на интеллектуальной мощи.

«Сейчас нам необходимо изменить подход и понять, что это касается не только России. Это касается нас, — заявил государственный секретарь министерства обороны Латвии Янис Гарисонс в интервью Foreign Policy. — Россия пользуется нашими слабыми местами».

Янис Гарисонс

Среди этих слабых мест уязвимые электросети и ненадежная киберзащита. Но к ним же относится и незащищенность общества от информационной войны. Россия ведет дезинформационную кампанию с помощью лживых историй, смонтированных фотографий и пропаганды, чтобы сбить с толку и обычных граждан, и политиков. В Латвии эта ложь в основном направлена на то, чтобы подорвать членство страны в Евросоюзе и НАТО, но это также все больше напоминает попытки создать и усилить раскол в обществе — и по таким вопросам, как права ЛГБТ, и по вопросу дискриминации этнических русских, живущих в Латвии.

«Это стало новым нормальным порядком вещей, и мы должны к этому приспособиться», — говорит Гарисонс.

В то же время Латвии приходится отражать все больше непосредственных угроз, в особенности электронные атаки, источники которых все труднее установить; защита от них требует многолетнего планирования и инвестиций.

В случае с загадочным исчезновением сотовой связи в августе латвийская разведка до сих пор занимается расследованием, выясняя, было ли это результатом умышленной российской атаки. Но, возможно, главной целью была не Латвия. Есть подозрения, что запад Латвии оказался побочной жертвой атаки, направленной на шведский остров Эланд — стратегически важную точку в центральной части Балтийского моря у входа в Ботнический залив. Швеция не член НАТО, но в сентябре она проводила на своей территории большие военные учения совместно с альянсом. Представитель Вооруженных сил Швеции заявил Foreign Policy, что у него нет информации о таком инциденте.

На другом берегу Балтийского моря, в Финляндии, тоже быстро укрепляют защиту и от старых, и от новых угроз. Хельсинки тратит крупные суммы на оборону, содержит крупную призывную армию численностью в 280 тыс. человек, в стране все больше инициатив в области гражданской обороны. Но Хельсинки усиливает не только военные меры: в рамках новой программы госслужащим объясняют, что такое дезинформация и как фейковые новости становятся вирусными. Северная страна также стремится к укреплению ее уже тесных связей с НАТО; в октябре в Хельсинки открылся связанный с Евросоюзом и НАТО исследовательский центр, задача которого — найти способы, которые позволят государствам дать отпор информационной войне.

Традиционная война с выстрелами в этом регионе, по-видимому, маловероятна; на прошлой неделе президент Финляндии Саули Ниинистё заявил журналистам: «Это означало бы Третью мировую войну». Но «тихая война» уже идет. В дополнение к потоку фейковых новостей, направленных на воспламенение этнических конфликтов, пророссийские активисты устроили кампанию нападок и давления на финскую журналистку, которая расследовала деятельность «фабрик троллей» в Финляндии (российские интернет-тролли постоянно распространяют дезинформацию и усиливают раскол в обществе в Европе и США).

Финляндия оказалась более устойчивой к информационному натиску, чем другие страны. Финские чиновники указывают, что инвестиции в образование и в уменьшение неравенства доходов сыграли колоссальную роль в ограничении возможностей внешних сил эксплуатировать раскол в обществе. В министерстве иностранных дел отмечают, что школьная система, обучающая ориентироваться в медиапространстве, помогла финнам не стать жертвами фейковых новостей и пропагандистских сайтов — таких, как российское государственное интернет-издание Sputnik, версию которого на финском языке в марте 2016 года закрыли из-за низкой посещаемости.

Обучение граждан обращению с информацией так же важно, как обучение крупной призывной армии, которая сможет сдержать тех, кто решится на вторжение, говорят финские чиновники.

«Возможно, это звучит слишком радикально, но это тоже касается сдерживания», — сказал корреспонденту Foreign Policy начальник отдела политики безопасности и кризисного управления в министерстве иностранных дел Финляндии Микко Киннунен. Вкладываясь в образование и в ниформирование общества о новых видах угроз, Хельсинки надеется, что сможет устранить стимул для будущих компьютерных или крупномасштабных дезинформационных атак.

«Нам нужно, чтобы это было в нашем арсенале на случай, если понадобится это использовать» — сказал Киннунен.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari