Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.75
  • EUR93.63
  • OIL67.84
Поддержите нас English
  • 1133

В разгар экстремально жаркого лета 2025 года Донецкая область оказалась на грани гуманитарной катастрофы из-за перебоев с водоснабжением. Пророссийские СМИ обвиняют в кризисе Украину, но система водоснабжения в регионе постепенно разрушалась в ходе войны, начатой Россией в 2014 году, и особенно пострадала после ее полномасштабного вторжения. Чиновники, долгие годы не уделявшие внимания проблеме, столкнулись с тем, что в момент засухи оказались совершенно бессильны.

Содержание
  • Где Донецк брал воду до войны

  • Водовод как линия фронта

  • Бедствия войны и власть временщиков

  • Как Пушилин и Путин «спасают» Донецк

Где Донецк брал воду до войны

Водоснабжение исторически было серьезной проблемой для Донбасса: большая часть региона находится в засушливой степной зоне, без крупных рек и озер. Бурный рост населения в регионе после советской индустриализации требовал срочного решения этого вопроса.

В 1958 году для этого построили водоканал «Северский Донец — Донбасс» протяженностью 133 км, соединяющий реки Северский Донец и Кальмиус. Канал стал основным источником воды для Донецкой области, обеспечивая 94% потребностей региона.Также была создана сеть водохранилищ на случай чрезвычайных ситуаций. Еще одна важная водная артерия Донецкой области — Южно-Донбасский водопровод, по которому вода из канала попадала на юг региона, к Мариуполю.

При этом еще до 2014 года региональная система водоснабжения была уязвима и требовала дорогостоящего регулярного обслуживания из-за промышленной нагрузки, загрязнения и истощения ресурсов. Ситуацию ухудшала коррупция: в 2013 году региональное издание «Донецкая правда» при поддержке фонда «Відродження» разоблачило аферу с подставными лицами, в которой были замешаны верхушка Донецкой области и руководство коммунального предприятия «Вода Донбасса». Подобная ситуация ранее возникла и в Луганской области, где по решению подконтрольной пророссийской «Партии региона» администрации вся система водоснабжения оказалась в руках подставной компании с неясными бенефициарами, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Но коррупция региональных чиновников померкла на фоне бедствий, обрушившихся на Донбасс с началом российской «гибридной войны».

Водовод как линия фронта

С 2014 года водная инфраструктура Донбасса, несмотря на ее критическую значимость для жизнеобеспечения региона, регулярно попадала под удар в ходе боевых действий. Насосные и фильтровальные станции, обеспечивающие работу водоканала «Северский Донец — Донбасс», оказывались под обстрелами пророссийских сепаратистов. Работникам «Воды Донбасса» приходилось ремонтировать их с риском для жизни.

К 2021 году погибли 9 сотрудников компании, еще 26 получили ранения. ЮНИСЕФ зарегистрировала более 450 случаев повреждения объектов водоснабжения в Донецкой области в результате боевых действий с 2016 года, не считая самых тяжелых случаев в первые два года войны.

Очередь за водой в Донецке, 2025 год. Фото: «Коммерсантъ»
Очередь за водой в Донецке, 2025 год. Фото: «Коммерсантъ»

До февраля 2022 года канал «Северский Донец — Донбасс» продолжал поставлять воду на часть Донецкой области, занятой самопровозглашенной ДНР. Донецкая фильтровальная станция оставалась нейтральным объектом, доступ к которому имели только представители ОБСЕ и украинско-российского Совместного центра по контролю и координации, созданного по условиям Минских соглашений в 2015 году. Водоканал и Донецкую фильтровальную станцию внесли в Минский протокол как стратегические объекты жизнеобеспечения региона, которые должны были находиться в демилитаризованной зоне. Тем не менее и они периодически подвергались обстрелам.

Управляющая объектами компания «Вода Донбасса» работала по украинскому законодательству, хотя половина ее сотрудников и две трети клиентов проживали на неподконтрольной Киеву территории. Пользуясь этим, власти «ДНР» устанавливали «льготные» тарифы вдвое ниже, чем на украинской стороне (где они также одни из самых низких в стране), расплачиваясь за поставки по «бартеру» — энергией и хлором с захваченных украинских электростанций и химзаводов.

Все это вело к постоянной нехватке средств для модернизации сетей. К 2020 году «Вода Донбасса» стала крупнейшим должником Украины: ее долг за поставки электроэнергии составил около 5 млрд гривен (150 млн евро). При этом 3,9 млрд гривен долга приходилось на потребителей, находящихся на неподконтрольных Киеву частях Донбасса.

Власти «ДНР» устанавливали «льготные» тарифы вдвое ниже, чем на украинской стороне

В 2021 году украинская Донецкая областная администрация поднимала вопрос о модернизации сетей «Воды Донбасса», включая ту часть, которая проходила по территории «ДНР» (это могло нести дополнительную выгоду в контексте украинской политики реинтеграции региона). Идею одобрил президент Зеленский и обещал найти на этот проект необходимые 30 млрд гривен. Однако вскоре стало не до замены труб.

Бедствия войны и власть временщиков

С началом полномасштабного российского вторжения в 2022 году инфраструктура водоканала оказалась в зоне активных боевых действий. Эксперт по украинской экономике в условиях войны из Центра Марка Блоха в Берлине Софи Ламброшини отмечала:

«В настоящее время обширная система водоснабжения, которая обеспечивала питьевой водой 4 млн человек и снабжала промышленность, перестала функционировать. Система каналов и трубопроводов повреждена в результате многомесячных обстрелов. Кроме того, вода не может течь без электричества, необходимого для работы насосов и фильтров».

Под ударом оказались не только насосные и фильтровальные станции, но и дюкеры — проходящие по поверхности гигантские мосты из труб с дополнительным насосным оборудованием, которые позволяют каналу пересекать глубокие балки и железнодорожные магистрали. Известен случай, когда российские военные в районе Часова Яра уничтожили трубы водовода, мешавшие проезду бронетехники. Канал страдал и от ударов украинской армии по войскам противника, использовавшим те же трубы как укрытие.

Водохранилища Донбасса также пострадали из-за полномасштабной войны. В 2023 году во время боев за Авдеевку была разрушена дамба Карловского водохранилища, что подвергло окрестные сëла угрозе затопления. В 2024 году российские военные взорвали плотину Кураховского водохранилища, предназначенного для охлаждения местной ТЭЦ, которую также уничтожили россияне.

На ситуацию в регионе повлияло и разрушение дамбы на Оскольском водохранилище в Харьковской области. Российские силы взорвали ее при отступлении в сентябре 2022 года. Ранее именно это водохранилище обеспечивало поддержание уровня воды в канале «Северский Донец — Донбасс». Служба безопасности Украины выдвинула заочные обвинения российским генералам Олегу Цокову и Олегу Маковецкому, которые приказали подорвать сооружение.

Поврежденный водопровод в Горловке, Донецкая область, 24 февраля 2022 года. Фото: РИА «Новости»
Поврежденный водопровод в Горловке, Донецкая область, 24 февраля 2022 года. Фото: РИА «Новости»

Все это вело к потере резервов пресной воды и разрушению экологического баланса в регионе. «На дне искусственных водоемов десятилетиями накапливались осадки, содержащие тяжелые металлы, остатки удобрений и органики, нефтепродуктов. И когда водохранилище „раскрывается“, эти вещества не просто остаются на поверхности — они попадают в окружающую среду. Это означает, что мы отравляем не только воду, но и почву, воздух, пищевые цепочки. На таких территориях увеличивается риск роста раковых заболеваний, исчезает возможность заниматься сельским хозяйством, а иногда даже просто жить там», — рассказывала украинский эколог Александра Розанова.

Оккупационные власти «ДНР» перекладывали ответственность за проблемы с водоснабжением захваченной территории на Украину, пропагандисты писали о «водной блокаде» против самопровозглашенной республики, хотя официальных подтверждений перекрытия канала «Северский Донец — Донбасс» не было.

Фактически основной канал поставки воды в регион был попросту уничтожен в ходе российского вторжения. Нехватка воды стала еще одним аргументом в пользу «достижения целей СВО» — полного захвата Донецкой области, который позволил бы России установить полный контроль над каналом (точнее, тем, что от него осталось). «Полноценные работы по восстановлению канала возможны только в случае, когда вся его протяженность, включая подземную составляющую, будет под плотным контролем ВС РФ», — писало прокремлевское издание «Взгляд».

В качестве альтернативы разрушенному каналу оккупационные власти сделали ставку на построенный в конце 2022 года водовод с территории Ростовской области. Пророссийская пресса расхваливала этот проект: «Водовод был построен в рекордно короткие сроки: в ноябре 2022 года было принято решение о строительстве, в декабре начались сами работы, и всего за четыре месяца они были завершены».

Однако решить проблему с водой на Донбассе новый канал не смог: у него оказалась низкая пропускная способность, в работе происходили постоянные сбои. Чиновники «ДНР» были вынуждены констатировать, что поставки через него покрывают потребности региона только на 45%. Позже ультрапатриотические круги возлагали вину за провал проекта на бывшего замминистра обороны Тимура Иванова, осужденного за коррупцию. В деле Иванова действительно фигурировало получение взятки от компании «ОлимпСитиСтрой», которая участвовала в строительстве канала.

Как Пушилин и Путин «спасают» Донецк

Нынешний водный кризис начался этим летом, когда к прежним проблемам разрушенной инфраструктуры прибавились жара и засуха. Уцелевшие водохранилища Донецкой области, которые служили резервом, просто обмелели. Так, в Ханжонковском водохранилище в районе Макеевки показалось потрескавшееся дно. Подача воды в Донецке сократилась до одного раза в три дня, в Енакиево, родном городе экс-президента Януковича, — раз в четыре дня.

Проблемы с водоснабжением достигли такого масштаба, что их начали признавать и «патриоты Новороссии». Например, бывший народный депутат Олег Царëв описывал в своем Telegram-канале неприглядные будни дончан:

«В Донецке вода раз в три дня. Смывать унитаз никак. Обычное дело: дончане в унитаз кладут кулечек. И потом эти кулечки, кто нормальный, в мусор. Кто нет — выбрасывает под окнами».

Специалисты отмечают, что засухи случались на Донбассе и ранее, но нынешняя катастрофическая ситуация стала результатом военного ущерба и некомпетентности оккупационной администрации. «Природные условия могут быть сложными, но с ресурсами и компетенцией все можно было решить. Эти территории для России — как трофей. Никто не будет заботиться о людях там. Варварский подход, отсутствие управления, отсутствие координации. Это и есть источник кризиса», — говорит украинский эколог Владислав Антипов.

Бывший соратник Януковича Николай Азаров, бежавший в Россию, готов винить Украину и в засухе: «Сейчас установилась характерная для Донбасса сухая погода с высокой температурой. И население страдает от этой гуманитарной катастрофы, которую, кстати сказать, устроили киевские власти по прямому указанию своих западных хозяев».

Ситуацию усугубляет некомпетентность чиновников оккупационной администрации, тем более что многие из них — это работающие вахтовым методом российские «варяги», у которых нет знаний о специфике региона и желания вникать в нее. В 2022–2023 годах министерством строительства и ЖКХ «ДНР» руководил Эдуард Осипов, ранее занимавший должность замначальника федерального учреждения «Центравтомагистраль», которое отвечает за состояние и развитие дорожной сети вокруг Москвы. Замещал его ветеран ФСБ и бывший вице-мэр Бийска Андрей Нагайцев.

В 2023–2024 годах ведомством руководил экс-глава петербургского Стройнадзора Николай Циганов. Вслед за ним пост занял уроженец Донбасса Владимир Дубовка. До 2014 года он работал в сфере ЖКХ, но имел специфическую репутацию: местные блогеры пишут, что он «был связан с криминальным авторитетом, смотрящим города Амвросиевка Нестеровым». В 2014 году Дубовка якобы придерживался проукраинских взглядов и ходил в футболке с символикой «Правого сектора», но потом из карьерных соображений перебежал на сторону «ДНР». Региональное МЧС возглавляет Алексей Кострубицкий, известный своими пьяными дебошами.

Очередь за водой в Донецке, 2025 год. Фото: «Коммерсантъ»
Очередь за водой в Донецке, 2025 год. Фото: «Коммерсантъ»

Нынешний кризис вполне может привести к отставке Дениса Пушилина, с 2018 года занимавшего пост главы оккупационной администрации «ДНР», а в 2022-м утвержденного в качестве руководителя аннексированного Россией региона. Слухи о его смещении ходят уже давно.

Пушилин, в свою очередь, пытается повернуть ситуацию в пользу сценария по очередному «спасению Донбасса» Россией от ею же созданных проблем. С этой целью он инициировал обращение к Путину и удостоился личной аудиенции у российского лидера. На встрече Пушилин признал потери до 60% воды из-за «износа сетей». Также он отрапортовал о караванах водовозов, идущих на помощь Донецку.

Мариупольский журналист Николай Осыченко подсчитал, что если разделить обещанные поставки на число жителей Донецкой агломерации, то выйдет по 600 граммов воды на человека. Глава «ДНР» подчеркнул, что у оккупационных властей в приоритете военное решение «водного вопроса»: «Мы будем обеспечены водой только после освобождения Славянска и восстановления канала „Северский Донецк — Донбасс“».

У Пушилина есть и собственный интерес в сложившейся ситуации. В разгар кризиса, 4 августа 2025 года, он лично сел за руль водовоза, чтобы развозить воду страдающим от жажды дончанам. Однако ходят слухи, что именно Пушилину принадлежат заводы по производству бутилированной воды, у которых он как глава региона закупает за бюджетные деньги продукцию по завышенным ценам.

В ультрапатриотических Telegram-каналах, враждебно настроенных к Пушилину, предрекают конец его карьере, однако пока нет явных признаков того, что Кремль отказал ему в доверии. Украинский журналист Денис Казанский, бывший представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по Донбассу (2020–2022), отмечает в беседе с The Insider:

«Я всегда считал, что Пушилина для того и держат, чтобы в один момент на него повесить все косяки и выгнать, но пока не увольняют. Видимо, Путину вообще наплевать на все эти проблемы Донбасса с водой. А может, он получает отчеты, что вопрос решается успешно. Мы же не знаем, в каком мире он живет и откуда черпает информацию».

По другой версии, которую анонимно озвучил в прошлом работавший на Донбассе российский политтехнолог, Путин не любит принимать решения под давлением обстоятельств и, возможно, уволит Пушилина позже под другим предлогом. Ситуация во многом зависит от того, насколько успешно глава «ДНР» сможет продвинуть версию про спасение Донбасса Москвой.

Однако проблема остается актуальной: Донецк по-прежнему страдает от нехватки воды, на фоне чего рассматриваются самые мрачные сценарии — например, принудительная эвакуация «лишнего населения» из города. Украинский журналист Дмитрий Дурнев писал: «Одну такую эвакуацию Донецк уже пережил в 2022 году, когда оккупационные власти объявили о „наступлении Украины“, а на следующий день началась мобилизация всех мужчин — и только потом большая война. Время показало, что с остававшимися 11 лет под оккупацией людьми могут делать всё что угодно». Российская агрессия, начавшаяся на Донбассе в 2014 году, запустила процесс не только обезвоживания, но и «обезлюживания» региона, который Путин собирался спасать от «геноцида».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari