Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 2094
Новости

Юристы: "СК не в праве заставлять родственников погибших в Кемерово давать подписку о неразглашении"

Родственники погибших в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове рассказали, что их не пускают на опознание тел без подписки о неразглашении. После этого Следственный комитет заявил, что подписание документов  «предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством» и «не является основанием или препятствием для проведения процедуры опознания и выдачи тел погибших».

О том, для чего же тогда нужна эта подписка и что грозит людям, которые отказываются ее давать, The Insider рассказали юристы «Команды 29».

Дарьяна Грязнова, юрист «Команды 29»:

Людей не могут не пустить на опознание, даже если они откажутся дать подписку. Что касается влияния на дальнейшее дело - здесь есть и юридический, и человеческий аспект. Человеческий аспект заключается в том, что отказ дать подписку о неразглашении - это определенная конфронтация со следователем, который эту подписку хочет взять. Юридический аспект -  в том, что принципе, следователь может зафиксировать в материалах дела отказ от подписи и пытаться как-то это в дальнейшем использовать.

Возможность следователя брать подписку о неразглашении данных предварительного расследования предусматривает ст. 161 УПК РФ. Следователь при этом предупреждает лицо, у которого берет подписку, об уголовной ответственности за разглашение этих данных. После дачи такой подписки данные предварительного расследования можно предать огласке лишь с разрешения следователя.

На практике следователь, особенно по резонансному делу, чаще всего стремится взять подписку о неразглашении. В результате это нередко затрудняет общественный контроль за ходом расследования, да и сам факт подписки (особенно в ситуации, когда родственники погибших приходят на опознание) вызывает вопросы.

В официальном телеграмм канале СК РФ уже пояснили, что “подписание подобного рода документов предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством и продиктовано, прежде всего, интересами потерпевших”, но скрываться за такой формулировкой может все, что угодно. Важно понимать, что подписку о неразглашении можно не давать - такой обязанности у гражданина нет.

Максим Оленичев, юрист "Команды 29"

Поскольку возбуждено уголовное дело, то правоохранительные органы стремятся не допустить распространения информации в СМИ, которая может быть получена очевидцами. Если человек дал подписку и потом все-таки разгласил сведения, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 310 Уголовного Кодекса РФ.

Безусловно, учитывая масштаб трагедии, общество вправе знать обо всех нюансах произошедшего, и ограничение распространения общественно-значимой информации только способствует нагнетанию атмосферы секретности. Это влечет за собой возникновение разнообразных гипотез - как основанных на фактах, так и не основанных на них. Люди все равно будут искать информацию о трагедии, так как сам масштаб случившегося позволяет задать множество вопросов, на которые сейчас нет ответа.

На мой взгляд, ограничение доступа к такой информации позволяет правоохранительным органам управлять информационными потоками, поскольку они - в отличие от свидетелей - вправе распространять сведения.

Возможность взятия подписки о неразглашении данных предварительного расследования применяется максимально широко. Очевидно, что пределы ее применения должны быть значительно ограничены. Например, должны быть предоставлены возможности стороне защиты также в некоторых случаях сообщать обществу о ходе ведущегося процесса расследования уголовного дела. Сейчас, если у стороны защиты взята подписка, такой возможности практически нет.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari