В Госдуму в течение месяца внесут законопроект, который легализует создание и работу частных военных компаний. Он позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии, а также защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа и железные дороги. Ранее на этой неделе глава МИД Сергей Лавров предложил разработать законодательство для защиты интересов россиян, работающих в ЧВК в других странах.
Сейчас в Сирии и Украине действует так называемая ЧВК Вагнера. В Кремле не признают ее существования. При этом время от времени появляются сообщения о гибели российских военнослужащих в результате вооруженных конфликтов в других странах. Минобороны, как правило, отрицает причастность погибших к своим структурам.
The Insider поинтересовался у независимых военных экспертов, с какими сложностями столкнется процесс легализации ЧВК в России и какая судьба будет ожидать группу Вагнера, если новый закон примут.
Основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев:
Группа Вагнера очень далека от традиционного понимания ЧВК на Западе. И дело не только в том, что они работают исключительно на одного заказчика — государство. На Западе считается, что частные военные компании могут заниматься только охраной, сопровождением грузов и обучением. Ведение боев (кроме оборонительных, при нападении на охраняемый объект) всегда остается прерогативой государственных структур, т.е. армии. В случае ЧВК Вагнера все совсем иначе: они являются основной наземной тактической силой России в Сирии. Фактически мы воюем ими.
Соответственно, легализовать группу Вагнера так же, как легализованы ЧВК на Западе, в принципе невозможно. Если в России легализуют частные военные компании, то это будет особая история, совершенно не похожая на иностранный опыт.
Сейчас группа Вагнера нужна России именно в скрытом, нелегальном формате, когда можно отрицать ее существование, ее потери и т.д. Тем самым пытаются создать имидж успешности российской операции в Сирии. Легализация этой группы лишит Министерство обороны описанных преимуществ, и поэтому, на мой взгляд, легализовывать ЧВК в России не будут.
Но при этом власть сталкивается с действительностью: все прекрасно знают, что такие компании существуют, что они воюют в Сирии, что многие бывшие военные идут в эти компании, чтобы подзаработать. Эти люди всегда находятся под риском последующего привлечения к уголовной ответственности (например, за наемничество), плюс об их судьбе в случае плена или гибели никто не заботится. Поэтому запрос «снизу» на легализацию таких компаний существует, но «верхи» такие компании легализовывать не хотят.
Законопроект выносится и обсуждается уже не в первый раз, такие попытки уже были в предыдущие годы. Он точно не будет подписан, тем более что для легализации ЧВК надо поменять и разработать множество других законов, связанных с оборотом оружия и бронетехники.
Если дословно послушать то, что предлагал Лавров, он не говорит именно про россиян. Он использует фразы «таких людей», «такие компании». Вроде бы понятно, что говорит про россиян в ЧВК, но при этом нельзя сказать, что напрямую признает существование этих организаций. Это были больше слова для иностранной прессы. Если же произойдет какая-то более массовая и политически опасная для Кремля история, например, в плен к террористам попадет сразу десяток наемников Вагнера, скорее всего, для их защиты придумают какую-нибудь амнистию, скажут, что они воевали в иностранной ЧВК, никакой группы Вагнера нет и так далее.
Замглавного редактора «Ежедневного журнала», военный эксперт Александр Гольц:
Из Сирии выводятся «официальные» войска Министерства обороны, поэтому для того, чтобы обеспечивать дальнейшие победы режима Асада, требуются частные военные компании. ЧВК Вагнера, конечно, будет легализована как наиболее успешная и признанная российским государством.