Чеченские полицейские устраивали антинаркотические рейды, в ходе которых задерживали десятки людей. Некоторых из них пытали и заставляли признаться в правонарушениях, связанных с употреблением наркотиков. Об этом сообщило издание Republic.
По данным регионального управления МВД, всего было выявлено 507 наркопреступлений, 213 уголовных дело направлено в суд. Republic проанализировал 67 решений судов, вынесенных с августа 2017 года, и нашел в них общие черты. Обвиняемые, согласно материалам дел, срезали и засушили несколько листов дикорастущей конопли. Их задерживали одинаковым образом: полицейские находили коноплю, останавливая человека для проверки документов, а затем доставляли его в отделение, так как при нем не оказывалось документов. При обысках у всех находили наркотики.
«Наркотические» дела рассматривались в особом порядке. Все фигуранты давали признательные показания, которые в большинстве случаев записывались на камеру. Источник Republic в правоохранительных органах Чечни рассказал, что задержанных, отказывавшихся говорить на камеру, заставляли это делать с помощью пыток. Подобные случаи чаще всего происходили в конце октября и начале ноября 2017 года.
«У правоохранительных органов развязаны руки, поскольку они понимают, что выполняют приказ», — сказал еще один собеседние издания. Третий источник отметил, что в записях не было «практического смысла», и, возможно, записи использовались, чтобы отчитаться перед руководством, в том числе перед Кадыровым.
Задержанный во время рейда 14 августа 2017 года 31-летний Магомед-Али Межидов в жалобе в прокуратуру написал, что 16 августа его пытали в отделе МВД по Шалинскому району. Полицейские прикрепили к большим пальцам Межидова устройство для пыток электричеством, а на голову ему повязали олимпийку.
«Я кричал, мне было очень больно. При этом оперативные сотрудники говорили, что будут пытать меня до тех пор, пока я не соглашусь подписать признание», — написал Межидов.
Его старший брат, Магомед-Сидик Межидов, также был задержан. В отделении его «обездвижили с помощью скотча и наручников» и пытали до тех пор, пока он не дал признательные показания.
«В кабинете находились несколько сотрудников, которые говорили, что у меня нет выбора, я все равно признаюсь, в противном случае мне сфабрикуют статью „террористический акт“ либо привлекут за участие в незаконном вооруженном формировании (статьи 205 и 208 УК), и тогда со мной вообще можно делать все, что хочешь», - написал Магомед-Сидик Межидов в заявлении в прокуратуру.
В результате его обвинили в том, что 20 августа он продал за тысячу рублей чуть больше 16 грамм марихуаны, а Магомеда-Али - в хранении почти 128 грамм марихуаны.
Republic пишет, что «объектами пристального внимания» МВД становились люди, которые уже попадали в поле зрения сотрудников правоохранительных органов. Магомед-Али Межидов трижды с 2016 года признавался виновным по «наркотическим» статьям.
«Новая газета» в октябре 2016 года сообщила, что на телеканале «Грозный» было показано совещание Рамзана Кадырова с чеченскими силовиками, на котором обсуждалась борьба с высокой смертностью на дорогах и «таблеточной» наркоманией.
«Тех, кто в Чеченской республике нарушают покой, расстрелять к чертовой матери. Ничего не имеет значения — закон, не закон… Расстрелять! Поняли? Ассаламу алейкум и проблем нет! Вот это и есть закон!», - сказал Кадыров.
Реплику показали в эфире, но потом вырезали. Прокурор Шарпудди Абдул-Кадыров назвал эти слова вырванными из контекста.
9 января в Чечне был задержан руководитель грозненского отделения правозащитного центра «Мемориал» Оюб Титиев. 11 января ему предъявили обвинение в хранении наркотиков в крупном размере.