Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 216
Новости

Режиссер Дмитрий Федоров: Повышение платы за прокат фильмов укрепит коррупцию и цензуру

30 мая стало известно, что Минкульт и российские кинопродюсеры договорились об обязательном отчислении пяти миллионов рублей в российский Фонд кино при получении прокатного удостоверения (сейчас плата за прокатное удостоверение составляет 3,5 тысячи рублей). Директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов заявил, что при получении прокатного удостоверения все будут платить эту сумму, но российским производителям эти деньги будет компенсировать Фонд кино. Российский кинорежиссер Дмитрий Федоров, известный по сериалу «Саша+Маша» и фильмам «Костяника. Время лета» и «Ангел», рассказал The Insider о том, что эта инициатива открывает для правительства широкие коррупционные и цензурные возможности, а для независимого российского кино она просто смертельна.

Дмитрий Федоров, кинорежиссер:

Сейчас это, может быть, преждевременный испуг, есть версия, что средства массовой информации как-то приукрасили ситуацию, и вообще официальные источники говорили, что это касается только западных производителей. Но всех напугала одна фраза Тельнова, который сказал, что это будет касаться всех производителей, но только российским «мы эти деньги будем возвращать». И вот это, конечно, полный швах. Потому что независимых прокатчиков, независимых продюсеров, которые что-то пытаются снимать на свои очень небольшие деньги (а часто сейчас на миллион рублей, на два и на три снимают кино), выложить пять миллионов вперед за получение прокатного удостоверения никто просто не решится.

Тут двойная вилка получается. С одной стороны, здесь явственно видится коррупционная схема: «Ну мы вам вернем, но не все. Мы вам вернем пять, а вы нам немножко занесите, миллиона два, например». А с другой стороны, это, конечно, прекрасный цензурный рычаг. «Не вопрос, мы вам выдадим прокатное за пять миллионов». А потом, когда ты придешь за возвратом, тебе скажут: «Ваше кино вообще какое-то низкохудожественное, вообще ужасное, мы вам не вернем деньги». И кто из независимых инвесторов, продюсеров решится так рисковать?

Люди снимают кино на свои деньги, а теперь они их не то что вернуть, но и кино показать не смогут, потому что до этого был издан гениальный закон о том, что прокатное удостоверение требуется даже для показа на фестивалях, как выход на реальный кинопрокат.

Что касается вообще этой схемы для поддержки собственного кинематографа, она теоретически правильная. Только осуществляется опять через задницу. Например, во Франции это делается так: если ты показываешь, например, американское кино, то четыре доллара из пяти заработанных ты кладешь в фонд поддержки отечественного кинематографа, если показываешь свое кино, французское, то наоборот, ты четыре доллара забираешь себе, а один кладешь в фонд поддержки отечественного кинематографа. То есть это идет как налог с проката, с прибыли. А не то что: «Дайте вперед пять миллионов, а что вы соберете - нас не касается». Ну так же не делают.

И получается, что это хитрым образом, наоборот, поддержка крупного производителя, в том числе американского, для которого пять миллионов рублей вообще не проблема заплатить за прокатное удостоверение. А вот для мелких прокатчиков, которые показывают разное независимое, мало собирающее кино - это смерть.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari