
Фото: portofhamburg.com
Две бункеровочные (заправочные) баржи — Rina и Zircone — годами работают в Балтийском море, главным образом в Датских проливах. Они базируются в портах Риги, Клайпеды и Палдиски и обслуживают российские танкеры, направляющиеся к терминалам экспорта нефти в Приморске и Усть-Луге, откуда она в большинстве случаев идет к берегам Индии, Индонезии и Малайзии, пишет The Maritime Executive. После вторжения России в Украину в 2022 году большинством клиентов этих барж стали танкеры, принадлежащие российскому «теневому флоту», танкеры которого ходят под постоянно меняющимися флагами и часто меняют названия.
Сообщается, что между июнем 2024-го и мартом 2025 года Rina и Zircone произвели бункеровку 286 судов. Из них более 160 танкеров посещали Приморск и Усть-Лугу либо до, либо после встреч с бункеровщиками. Ряд этих танкеров, например Blue и Rainbow, впоследствии попали под санкции, но в момент бункеровки еще не были под ограничениями. Однако, как отмечает издание, их регулярные визиты на российские терминалы экспорта должны были вызвать вопросы у органов, контролирующих соблюдение санкционного режима.
После того как деятельность Rina и Zircone привлекла внимание прессы, их владельцы сменились несколько раз, и в итоге они перешли к зарегистрированной в Дубае компании FB Trade DWC-LLC. Обе баржи продолжают работать на Балтике. Кроме того, FB Trade также управляет танкером Onyx 2, занимающимся бункеровкой в Оманском заливе из портов вроде Хор-Факкана — традиционного центра перевалки грузов для российского и иранского «теневых флотов».
The Maritime Executive подчеркивает, что Эстония и Латвия входят в число стран, наиболее активно препятствующих российской агрессии, но они так и не сумели остановить деятельность этих судов. В свою очередь, Дания и Швеция, также приложившие усилия для давления на Россию, не смогли ограничить связанные с «теневым флотом» операции в своих водах.
Аналитик Марк Дуглас из Starboard Maritime Intelligence указал The Insider на возможные решения проблемы:
«Балтийские страны могут проводить инспекции судов в портах, проверяя их документацию, страховку и правильность передачи топлива. Они могут попытаться ограничить поставку топлива судам-нарушителям, хотя это будет затруднительно. Обе баржи зарегистрированы на Кипре, поэтому вопрос можно поднять перед правительством этой страны. Кроме того, страны, наложившие санкции на “теневые танкеры”, могут рассмотреть возможность их наложения на сами бункеровщики. США, например, уже ввели ограничения против буксиров, помогавших судам “теневого флота” при перегрузке груза в Юго-Восточной Азии».
По поводу необходимости судов «теневого флота» заправляться в водах Балтики, а не в близлежащих российских портах, где их загружают, аналитик отметил:
«Некоторые танкеры могут сжигать нефть, которую везут, в своих главных двигателях и потому не нуждаются в дозаправке. Другим же требуется топливо, и если судно уже находится в порту на погрузке, логично заправиться одновременно. Однако есть танкеры, которые скрывают свои маршруты, выдавая себя за направляющиеся не в российские порты. Им дозаправка вне российских вод может помочь скрыть их реальные операции».