
В начале октября Meta запретила политическую рекламу в своих соцсетях во всех странах Евросоюза в ответ на новые правила прозрачности блока. Теперь политики, ученые и активисты опасаются, что мораторий лишает умеренных кандидатов одного из главных способов достучаться до избирателей онлайн, при этом оставляя поле открытым для радикального и провокационного контента, который часто продвигают алгоритмы платформ, пишет Bloomberg.
В Нидерландах, где 29 октября пройдут первые выборы в ЕС после введения этого запрета, победителем может стать крайне правая Партия свободы и ее лидер Герт Вилдерс. Он десятилетиями строит свой бренд на вирусных шок-кампаниях и провокациях, используя возмущение людей, чтобы его контент попадал в ленты пользователей. В Twitter (X) у Вилдерса 1,6 млн подписчиков — в семь раз больше, чем у его главного соперника Франса Тиммерманса из альянса зелёных и левых.
Вилдерсу платная реклама не нужна — его посты регулярно становятся вирусными за счет выше описанного механизма. По данным исследовательского проекта Who Targets Me, на выборах 2023 года Партия свободы потратила на соцсети всего €4500, купив лишь один спонсорский пост в Facebook, в то время как все партии вместе потратили €2,3 млн. В нынешней кампании Вилдерс снова потратил всего €200 — опять на одну рекламу в Facebook. При этом он активно использует искусственный интеллект: его видео с антиисламскими образами собрали сотни тысяч просмотров.
Тем временем умеренные партии лишились важного инструмента таргетинга. Как объяснил Фабио Вотта, исследователь политических коммуникаций из Амстердамского университета, политическая реклама активно использовалась основными партиями, чтобы пробиться сквозь «шум» алгоритмов, который часто благоволит кликбейту и разжигающим ненависть посылам.
Отмечается, что особенно сильно пострадали небольшие партии, представляющие меньшинства, вроде Denk, которая использовала таргетинг Facebook для охвата избирателей, интересующихся арабской музыкой, турецкими сериалами и кускусом. Теперь партия вернулась к старомодным методам — раздает листовки на улицах и просит людей лично оповещать друзей и родственников о выборах.
В январе Марк Цукерберг объявил, что Meta перестанет сотрудничать со сторонними фактчекерскими организациями, которые выявляют и помечают посты в соцсети, содержащие недостоверную информацию. Он обвинил независимых фактчекеров в «политической предвзятости» и «подрыве доверия в обществе».