
Фото: РИА Новости
Владимир Путин своим указом утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026–2030 годы. Документ опубликован на сайте Кремля. Судя по его содержанию, основные цели российской миграционной политики заключаются в том, чтобы установить тотальный контроль за трудовыми мигрантами, а также вынудить их семьи уехать.
В Концепции говорится, что необходимо принятие дополнительных мер, направленных на:
- повышение ответственности работодателей;
- снижение нагрузки на социальную, медицинскую и иные сферы, связанные с пребыванием в РФ неработающих и не проходящих обучение членов семей иностранных граждан;
- совершенствование налогового администрирования в части, касающейся уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов за иностранных граждан.
Среди методов, с помощью которых планируется усилить контроль над мигрантами, упоминаются:
- расширение практики использования цифровых технологий, в том числе для профилирования данных об иностранных гражданах, создания возможности регистрации в единой биометрической системе за пределами РФ, создания электронного механизма уведомления о планируемом въезде в РФ, а также использование технологий искусственного интеллекта для обработки большого массива данных;
- развитие инфраструктуры государственной границы, в том числе для сбора биометрических персональных данных иностранных граждан;
- ограничение пребывания в РФ не работающих и не учащихся членов семей иностранцев, которые работают или учатся в стране;
- совершенствование технологических средств учета иностранных граждан по месту пребывания в РФ, в том числе создание системы, позволяющей регулировать миграционные потоки;
- повышение эффективности исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы РФ и их депортации;
- модернизация инфраструктуры, используемой МВД для обеспечения биометрической идентификации и верификации, позволяющей выявлять лиц, которым запрещен въезд в Россию;
- цифровизация процесса передачи данных медицинского освидетельствования иностранцев.
В разных разделах Концепции несколько раз упоминается важность ассимиляции иностранцев и недопустимость «пространственной сегрегации», «территориального обособления» и возникновения «этнических анклавов». Одновременно упоминается о создании механизма, с помощью которого власти российских регионов смогут запрещать мигрантам вставать на миграционный учет и жить «на территориях отдельных муниципальных образований».
В документе особо подчеркивается, что «основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство», а миграция — лишь вспомогательное средство для решения экономических проблем, а именно обеспечения трудовой силой приоритетных отраслей российской экономики «на период сохранения дефицита национальных трудовых ресурсов».
Авторы концепции также пишут, что нужно:
- содействовать добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- создать условия «для возвращения, в том числе из-за рубежа, жителей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, покинувших места постоянного проживания в период проведения специальной военной операции» (то есть возвращения украинских беженцев на оккупированные территории).
Как рассказала в беседе с The Insider эксперт Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал» Стефания Кулаева, новая Концепция миграционной политики по большей части закрепляет и так существующие в России практики.
«В изложенных положениях — людоедско-репрессивных, нелогичных и просто бредовых — в действительности нет ничего нового. Бóльшая часть мер и так применяется в России, некоторые давно, другие — с недавних пор. Это касается и практики выдворения, и миграционного учета, контроля и сбора данных; полномочий глав регионов; проверок знания русского языка; привилегий так называемых соотечественников и тех, кто бежал к “русской духовности от неолиберальных деструктивностей Запада“ (таких иностранцев, разумеется, единицы).
Нелепость документа для меня особенно заметна в пункте 32 — надо-де создать “точное и однозначное представление“ о миграционной политике. Совершенно очевидно ведь, что однозначного в таких вопросах ничего быть не может. Нельзя считать убедительным и пункт 22 — “создание условий для переселения в РФ лиц, в том числе покинувших ее“.
Идея воспроизводить население РФ исключительно “естественным путем“ противоречит реальности. Всем, кто разбирается в теме, очевидно, что странам, где наблюдается демографический упадок (в том числе в ЕС и других странах Запада), только мигранты помогут восстановить трудоспособное население, чтобы содержать стареющих местных.
Как новая концепция миграционной политики скажется на жизни в России, посмотрим. Думаю, мигрантов будет становиться всё меньше».
В декабре 2024 года Госдума приняла закон, запрещающий зачислять в школы детей мигрантов без сдачи теста на знание русского языка. По данным на июнь, школы приняли лишь 4% детей-иностранцев от числа подавших заявки. При этом большинство желающих даже не допустили до языкового экзамена, отказав по формальным поводам.
32. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики предусматривает:
а ) совершенствование описания миграционных процессов и миграционной ситуации в целях создания точного и однозначного представления о реализуемой миграционной политике.
22. Миграционная политика должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц ( в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая соблюдение разумного баланса государственных, общественных и частных интересов, важно сохранять открытость Российской Федерации для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но стремятся приехать в Россию как в страну, предоставляющую им благоприятные условия для туризма, трудовой или предпринимательской деятельности, получения образования, поддержания родственных, социальных и культурных связей с проживающими в России иностранными и российскими гражданами.