
Фото: Reuters
До 1700 военнослужащих национальной гвардии будут мобилизованы в 19 штатах США для поддержки федеральных операций по депортации мигрантов и усилению контроля за преступностью, сообщает Fox News со ссылкой на документы и источники в Пентагоне. Президент Дональд Трамп частично подтвердил планы, заявив, что после Вашингтона операция может быть расширена на Чикаго и Нью-Йорк.
Солдаты и офицеры Нацгвардии должны приступить к службе с конца августа и до середины ноября в Алабаме, Арканзасе, Флориде, Джорджии, Айдахо, Индиане, Айове, Луизиане, Небраске, Неваде, Нью-Мексико, Огайо, Южной Каролине, Южной Дакоте, Теннесси, Техасе, Юте, Вирджинии и Вайоминге. Наибольшее количество сил планируется развернуть в Техасе.
По данным источников телеканала, военнослужащие будут выполнять административные и вспомогательные задачи в структурах ICE (Службы иммиграционного и таможенного контроля) — от транспортировки и логистики до сбора данных, фотографирования, дактилоскопии и даже взятия ДНК у задержанных. Формально аресты они производить не будут.
В последние дни Трамп дал понять, что его администрация намерена расширить операцию в Вашингтоне на другие штаты. Сперва он пообещал перейти к другим городам, выступая перед группой федеральных агентов и бойцов национальной гвардии 21 августа, а уже на следующий день в Овальном кабинете Трамп заявил:
«Думаю, следующим будет Чикаго. А затем мы поможем с Нью-Йорком».
Задействование Нацгвардии будет проходить по нормам Title 32 Section 502F, что позволяет обойти ограничения закона Posse Comitatus, запрещающего использовать армию в полицейских целях.
Американист Ян Веселов в комментарии для The Insider отметил, что войска планируют отправлять в штаты, возглавляемые губернаторами-республиканцами, которые вряд ли будут оспаривать это в судах:
«Целью здесь станут крупные города этих штатов, которыми, как правило, руководят мэры-демократы. В целом это довольно тревожный тренд усиления федеральной власти. Традиционно национальную гвардию вводят лишь для борьбы с беспорядками и для помощи в ликвидации стихийных бедствий — и почти всегда по просьбе властей штатов. Национальная гвардия — это вооруженные силы, и они не обучены правоохранительной деятельности, а в ряде случаев им напрямую запрещено ей заниматься».
С тем, что сопротивление эта инициатива может встретить в первую очередь в демократических штатах и городах, соглашается и американист, кандидат исторических наук Александра Филиппенко. К тому же, отмечает эксперт, Трамп таким образом размывает важное для Штатов понятие федерального баланса:
«Трамп вообще нормализует идею, что федеральное правительство может использовать подконтрольные штатам войска для каких-то собственных целей. Это подрывает традиционную автономию губернаторов и вообще автономию штатов <...> В чем еще сложность, [так это в том, что] Национальная гвардия беспартийная всегда. А тут она становится такой, скажем, силой партийной и используется в операции по борьбе с мигрантами и преступностью. Это их превращает фактически в вооруженное крыло политической программы президента», — говорит эксперт.
По словам Филиппенко, это решение Трампа может повлечь за собой очередные столкновения местных и федеральных властей. Особенно в таких «точках напряжения», как Чикаго, Нью-Йорк и Вашингтон, «то есть там, где мэры и местная полиция могут считать, что нет, у них низкий уровень преступности, и вообще федерализация, и федеральный захват, скажем так, им совсем не нужен».