Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.02
  • EUR93.71
  • OIL66.59
Поддержите нас English
  • 892
Новости

«Разговоры с сокамерниками» становятся поводом для новых дел: минимум 16 заключенных уже получили вторые приговоры

Уже минимум 13 фигурантов различных уголовных дел получили вторые дела, сфабрикованные на основании «разговоров с сокамерниками», подсчитали в «ОВД-Инфо» для The Insider. Об очередном деле 14 августа сообщили «Люди Байкала»: против осужденного по обвинению в госизмене бывшего военного из Читы Максима Иванникова возбудили новое уголовное дело по подозрению в «покушении на побег и захват заложников» в СИЗО. По словам источника «Людей Байкала», дело возбудили из-за его разговора с сокамерником по кличке Шабан: мужчины в шутку обсуждали, что случится, если «Россию захватят» и они не смогут выйти на свободу. Эту беседу услышали двое других заключенных, которые сообщили администрации СИЗО, что Иванников и Шабан обсуждали план побега. Ранее Иванникова пытали.

Это совсем не новая практика, и применяется она и против обычных людей за решеткой, говорит пресс-секретарь «ОВД-Инфо» Дмитрий Анисимов. Фактически такие дела могут возбуждать против кого угодно без каких-либо реальных доказательств. Администрация учреждения может специально подсадить к человеку сокамерника, который будет фиксировать все, что тот говорит, откровенно провоцировать на какие-то разговоры и рискованные высказывания. Затем такой сокамерник становится свидетелем обвинения, и на его словах может строиться все обвинение по новому уголовному делу. Зачастую за какие-то преференции от администрации учреждения.

Это один из очень многих способов держать человека за решеткой дольше, чем положено по его сроку. Еще можно заводить новые дела за то, что человек якобы дезорганизовал работу колонии каким-то безобидным действием, или вообще за придуманные события. Так было с Заремой Мусаевой, на которую завели еще одно дело за якобы нападение на сотрудника колонии. Похожее обвинение пытаются инкриминировать журналистке Марии Пономаренко: ее приговорили к новому сроку по делу о «дезорганизации работы колонии». По версии суда, Пономаренко отказалась идти на дисциплинарную комиссию, где ей должны были вынести взыскание — скорее всего, отправить в ШИЗО. Сотрудники колонии повели политзаключенную силой, после чего женщина якобы напала на них. Журналистка вину не признала, заявив, что сама пострадала: ее душили подушкой и били головой об пол.

Как обычно это заведено, суд не видит причин не доверять словам силовиков или подсадных сокамерников.

О каких делах есть информация

7 человек, у которых оба дела политические и второе заведено из-за разговоров с сокамерниками:

  • Горинов Алексей Александрович,
  • Зломнов Павел Андреевич,
  • Мифтахов Азат Фанисович,
  • Рахмонходжаев Зикруллохон Файзуллоходжаевич,
  • Теребилов Дмитрий Сергеевич,
  • Фомин Руслан Викторович,
  • Андрей Петраускас.

7 человек, у которых первые дела не политические, но вторые политические и из-за разговоров:

  • Абдулазизов Шамиль Абдулазизович,
  • Бегоян Артем Арменович,
  • Воронин Андрей Олегович,
  • Игамбердыев Хамид Алиджонович,
  • Юсупов Мухидин Ниъматуллоевич,
  • Тохсаров Мухадин,
  • Иван Правсков.

И есть особенный кейс: Петрова Виктория Руслановна. По словам адвоката, Петровой пытаются приписать «антивоенную агитацию» в СИЗО. С этой целью на ее сокамерниц оказывают давление. «Видимо, чтобы стали свидетелями, но пока, по нашим данным, этого не случилось», — говорит Анисимов.

Громкие дела

28 марта 2024 года математика Азата Мифтахова, который отбыл срок за якобы поджог офиса «Единой России», оставили в заключении: его обвинили в оправдании терроризма в ходе разговора с сокамерниками, приговор — еще четыре года лишения свободы в колонии строгого режима. Мифтахов во время допроса рассказал, что у него завязался спор с заключенным Трушковым на тему несостыковок в новостном репортаже о занятии российскими войсками Бахмута. Свои взгляды он открыто не выражал, так как знал о возможной ответственности по статьям о «дискредитации» российской армии и оправдании терроризма. Мифтахов сообщил, что открыто мог дискутировать только с Трушковым, «поскольку ему доверял и считал, что мог при нем называть все вещи своими именами».

Позже стало известно, что сокамерника, который дал против него показания, отпустили на свободу раньше срока.

Таким же образом второе дело «об оправдании терроризма» получил и бывший муниципальный депутат Москвы Алексей Горинов, отбывающий срок за то, что он называл «спецоперацию» в Украине войной и рассказывал о гибели украинских детей. Из материалов нового дела следует, что в январе 2023 года Горинов, находясь в больнице при ИК-3 во Владимирской области, обсуждал с другими заключенными взрыв на Крымском мосту и деятельность украинского полка «Азов», который российский суд признал террористической организацией. Экспертиза нашла в высказываниях Горинова оправдание терроризма.

Похожим образом было построено дело против Андрея Петраускаса, приговоренного к 10 годам заключения за поджог военкомата в Красноярске. В его случае «разработчиками» стали украинцы Юрий Доманчук и Артём Крикунов. Первого приговорили к 23 годам за покушение на российского чиновника в Херсоне, а второго — к пяти годам за «подготовку теракта» в оккупированной части Луганской области.

Из материалов дела, с которыми ознакомился The Insider, следует, что запись разговоров между Петраускасом, Доманчуком и Крикуновым велась несколько дней. Комиссия, проводившая психолого-лингвистическую экспертизу, сделала вывод, что Петраускас оправдывал деятельность легиона «Свобода России» и движения «Артподготовка», признанных террористическими в России. Политзаключенный признал вину, суд приговорил его к 2,5 года и увеличил общий срок на полтора года.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari