
Президент ПАО «ЮГК» (основной владелец золотодобывающей компании «Южуралзолото») Константин Струков вечером 5 июля был задержан сотрудниками ФСБ в собственном самолете при попытке вылететь из Челябинска в Турцию. Ранее на самолет был наложен арест в рамках обеспечительных мер по иску Генпрокуратуры об изъятии «Южуралзолота». Силовики изъяли у Струкова загранпаспорт, уже аннулированный миграционной службой МВД РФ. Где он находится сейчас, неизвестно. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
При этом представитель компании «ЮГК» в комментарии ТАСС заявил, что Струкова никто не задерживал, лететь он никуда не собирался, а всю субботу провел на своем рабочем месте в Москве. «Как ранее комментировал Константин Струков, выезжать за границу он не планировал и не планирует. Никаких следственных мероприятий в отношении него не проводилось, его не задерживали», — заявил представитель компании.
Константин Струков, депутат Законодательного собрания Челябинской области, является одним из богатейших жителей региона. По данным Forbes, его состояние оценивается в $1,7 млрд. Он построил золотодобывающую империю, начав карьеру простым старателем и постепенно скупая активы на Южном Урале. В 2023 году ЮГК провела успешное IPO на Московской бирже, что позволило ей привлечь 7 млрд рублей, однако уже к концу 2024 года Струков был вынужден продать 22% акций компании структуре Газпромбанка более чем за 30 млрд рублей для погашения долговых обязательств.
2 июля в офисах группы компаний «Южуралзолото» и лично у Струкова прошли обыски, связанные с нарушениями в области промышленной безопасности и экологии. По информации источников, за последние годы на предприятиях «ЮГК» произошло шесть инцидентов, повлекших смерть сотрудников компании. Акции «Южуралзолота» на фоне новостей об обысках упали на 11%. После этого стало известно, что Генпрокуратура подала иск о передаче в государственную собственность 100% долей в уставном капитале ООО «Управляющая Компания ЮГК», принадлежащих Струкову, а также всех принадлежащих ему и Екатерине Кузнецовой акций ПАО «Южуралзолото Группа Компаний» в связи с конфликтом интересов: по мнению Генпрокуратуры, Струков совмещал законодательную деятельность в региональном парламенте и управление компанией, используя свое служебное положение в интересах бизнеса, что нарушает российское законодательство.
Экономист Сергей Алексашенко в программе The Insider «Пушки или масло» обратил внимание на то, что никаких обвинений против самого Струкова так и не было выдвинуто:
«Если чиновнику, бывшему или нынешнему депутату, предъявляют такие обвинения, то конфискация — вещь нормальная. Другое дело, что против самого этого человека никакого уголовного обвинения не выдвинуто. Есть только какое-то гражданское преследование: мол, ты нечестно заработал, поэтому мы у тебя все отберем, но ты чистый, белый, пушистый, ты ни в чем не виноват. И эта конструкция, которую Генпрокуратура постоянно продвигает, — это лицемерная позиция российских властей. То есть быть коррупционером нельзя, но если ты стал коррупционером, то в тюрьму тебя не посадят, только отберут активы. Своих не сажаем.
Что прокуратура делала 25 лет? Прокуратура жила в системе координат, где отобрать собственность может только лично Путин. Вот если Путин лично показал на „Башнефть“, то „Башнефть“ можно отобрать. Если Путин лично показал на ЮКОС, то ЮКОС можно отобрать. А если покажет не Путин, а кто-то другой, то отобрать нельзя. А после референдума о поправках в Конституцию и обнулении, когда Путин стал фактически пожизненным президентом России, и особенно после начала войны выяснилось, что отбирать собственность в России может не только Путин, что есть какие-то другие люди, которые где-то в окружении Путина работают, где-то в каких-то кремлевских кабинетах сидят или на Лубянке. И Генпрокуратура неожиданно получила в свои руки такой вот инструмент, потому что монополия Путина на национализацию, монополия Путина на то, чтобы отбирать бизнес, закончилась. То ли Путину стало неинтересно из-за геополитических задач, то ли он это осознанно делегировал кому-то, то ли просто Акела потерял хватку и промахнулся, забыл про эту тему, нельзя же обо всем помнить».
Как пишет «Ъ», директором «Южуралзолота», тогда бывшим госпредприятием, Струков стал в 1997 году, депутатом регионального парламента — в 2000-м. С 2017 года он стал его зампредом и вошел в состав комитета по экологии и природопользованию. По мнению прокуратуры, Струков намеренно банкротил компанию, выводя активы предприятия на созданное им же ПАО «ЮГК». Доходы от бизнеса он регулярно выводил за границу, покупая на них предметы роскоши, вместо повышения зарплат сотрудников и обеспечения их безопасной работы.