
Делегация «Талибана» в Москве. Фото: ТАСС
Верховный суд РФ в апреле решит вопрос со статусом движения «Талибан», которое с 2003 года считается в России террористической организацией. Накануне Генпрокуратура попросила приостановить запрет движения. Если суд удовлетворит эту просьбу, «Талибан» будет официально исключен из списка террористических организаций. Официальный представитель правительства талибов Забихулла Муджахид заявил ТАСС, что «Талибан» приветствует шаги по легализации движения в России. По его словам, это поможет укрепить отношения Москвы и Кабула.
Несмотря на формальный запрет движения в России, российские власти как минимум с 2017 года контактировали с талибами. После того как «Талибан» захватил власть в Афганистане в августе 2021 года, Россия сохранила посольство в Кабуле. Делегации талибов неоднократно приезжали в Россию с официальными визитами, в том числе для участия в различных форумах (1, 2). В октябре 2021 года Владимир Путин заговорил о возможном исключении «Талибана» из списка террористических организаций, а впоследствии назвал движение союзником России по борьбе с терроризмом. О том, что желательно вычеркнуть «Талибан» из списка террористических организаций, говорили в МИД и Минюсте.
Тем не менее не далее как в марте 2-й Западный окружной военный суд признал журналистку Надежду Кеворкову виновной в «оправдании терроризма» за две публикации в Telegram-канале, одна из которых содержала похвалу в адрес талибов. 65-летнюю журналистку, которая ожидала суда в СИЗО, приговорили к штрафу в 600 тысяч рублей. По данным The Insider, защита Кеворковой не обжаловала приговор.
Как рассказал в беседе с The Insider адвокат Евгений Смирнов, приговоры, ранее вынесенные за связи с «Талибаном» или оправдание его деятельности, останутся в силе после того, как организацию вычеркнут из числа террористических:
«Исключение „Талибана“ из реестра террористических организаций повлечет отмену всех санкций за сотрудничество с ним. Больше не будут преступлением финансовые операции с „Талибаном“ , участие в его деятельности, распространение материалов и прочее. Сама организация сможет открывать счета в России и проводить финансовые операции.
С прошлого года в России появился механизм приостановки запрета деятельности террористической организации, так что эта процедура может стать обыденной. К сожалению, у всех, кто будет осужден до решения Верховного суда, не будет права на пересмотр приговоров».
По мнению адвоката Ивана Павлова, российские власти хотят снять формальные ограничения на свои контакты с «Талибаном», которые на деле давно и открыто поддерживаются:
«Верховный суд лишь оформляет это решение, а инициатива исходит от правительства. В данном случае большую роль играет политическая целесообразность, потому что речь идет о некой политической силе, об организации, которая сейчас представляет собой руководство государства. Всю эту процедуру затеяли, чтобы снять формальные препятствия к общению с представителями властей Афганистана. Путин и чиновники из его окружения — легалисты, которые очень любят соблюдать формальные процедуры. Если нужно, законодательство подгоняют под уже существующую практику поддерживать контакты с „Талибаном“. Список террористических организаций — для слабых, а не для сильных. Те, кто приходит к власти и с кем Путин хочет взаимодействовать, будут из этого списка исключаться.
После того как Верховный суд примет решение пересмотреть статус „Талибана“, возможно, появятся какие-то иллюзорные основания и для пересмотра приговоров лицам, которые были обвинены в оправдании терроризма. Но могут и не появиться. Решение будет приниматься каждый раз исходя из политической целесообразности. Закон позволяет пересматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но власти не любят этого делать».
В прошлом году «Талибан» был исключен из списка запрещенных организаций властями Казахстана и Кыргызстана. В настоящее время талибы считаются террористической организацией в США, Канаде, Новой Зеландии, Таджикистане, Турции, ОАЭ и России.
«Талибы — красавчики, отжимают своих пленников у кабульского режима».