
Кадр из видео «Кризисной группы СК SOS»
В Нижневартовске силовики задержали и избили россиянина за общение в закрытых чатах Telegram. Об этом пишет проект «Кризисная группа СК SOS», который занимается защитой и спасением ЛГБТК+ людей, сталкивающихся с преследованием и насилием на Северном Кавказе.
Августа Добровольского задержали прямо во время учебного занятия в университете. Это произошло год назад, однако о произошедшем стало известно только сейчас. В отделе полиции к нему применяли силу, разбили телефон и угрожали ножом, требуя назвать имена знакомых ЛГБТК+ людей. По словам Августа, дело возбудили после доноса двух участников чата, которые сами ему сообщили о доносе, но он решил, что из-за общения в закрытых чатах его не будут преследовать.
Полицейские заставляли Добровольского подписывать ложные показания, участвовать в фабрикации уголовных дел, а также предлагали работать «подсадной уткой» или отправиться добровольцем на фронт.
Отец из «Хизб ут-Тахрир» и побои
Август (имя при рождении Дауд Хусаинов) рос в Нижневартовске, в исламской, очень религиозной семье, рассказал он проекту «СК SOS». Его мать — уроженку Чечни — в 16 лет отдали мужчине — исламисту, члену «Хизб ут-Тахрир» Эдуарду Хусаинову, у них родился сын. Оба родителя сильно били ребенка. В 2009 году мать Августа решила вернуться в Грозный: собрала деньги, оставила ребенка в подъезде и ушла. С тех пор они не виделись. Позже она, по словам Августа, вышла на связь с его бабушкой и сказала, что мальчика можно отдать в детдом.
Отец почти сразу нашел новую женщину, мальчика отдали бабушке. Только тогда он смог пойти в школу, в первый класс, однако отец продолжил принуждать мальчика к изучению ислама и идеологии «Хизб ут-Тахрир». Позже Хусаинова-старшего отправили в колонию за участие в террористической организации. Август, начав общаться с другими, изучать окружающую действительность, понял, что он гомосексуал. Тогда он находился на воспитании дяди, который стал его бить за отросшие волосы. Одно из избиений закончилось тем, что Август вызвал полицию. За это родственники назвали его предателем. Позже Август не смог снять обои для подачи заявления — его не принимали без присутствия родителей. В очередной раз дядя избил Августа за то, что он сидел «как баба» — нога на ногу.
«От страха я все подписал и стал “свидетелем” убийства»
Вскоре после этого Августа задержало МВД по городу Нижневартовск. Один из полицейских угрожал, что будет возбуждено дело по статьям о педофилии, распространении порнографии, «будешь сидеть не меньше 15 лет». Он показал Августу данные по преступникам, сидящим в местном СИЗО, их фото и заявил: «Вот этот будет еб*ть тебя четыре раза в день, этот — три, а этот помоложе — будет пять раз в день насиловать. Тебе там понравится». Другой оперативник узнал, что мать задержанного — чеченка, и предложил позвонить кадыровцам, чтобы те забрали Августа и «перевоспитали в нормального мужика».
От Августа потребовали сдать контакты других представителей ЛГБТК+, имена других геев в Нижневартовске.
«Мне говорили: “Сейчас будешь сдавать всех геев и педофилов, которых знаешь”. Для них геи и педофилы — одно и то же, они не различают. У меня не было никаких контактов, но они всё равно переписали данные всех друзей, подруг со школ, университета и т.д. Один полицейский увидел в списке чатов одну мою трансгендерную подругу. У него началась истерика, кричал: “Ты же никого не знаешь”, — пообещал ударить, если найдет еще кого-то. Он нашел».
После этого полицейский ударил Августа по голове, тот отлетел к стенке. Полицейский снова пообещал ударить, если найдет в чатах ЛГБТ-персон. Снова нашел и ударил. Также Августу угрожали отправкой в Украину — так же поступают кадыровцы с пойманными ими представителями ЛГБТК+. «Говорили: “Станешь мужиком настоящим, Путин объявил год семьи. Давай, помоги нам победить нацистов в Украине”».
После первого пыточного дня Августа отпустили, но под угрозой преследования и убийства заставили вернуться снова. На второй день ему дали документ и сказали подписать, после чего пообещали больше не трогать. Это был опросник свидетеля по убийству бизнесмена на некой трассе:
«Там было написано, что якобы я был на этой трассе и видел убийство. За меня всё заполнили, все 40–50 вопросов по типу ”знаете ли вы Ивана Петрова”, “когда вы с ним познакомились, где”. От страха и волнения я подписал документ и стал “свидетелем убийства”».
Также Августу предлагали стать «подсадной уткой» — за деньги «подселяться» в нужные камеры СИЗО, спать с сокамерниками и узнавать информацию. Зарплату за такую «работу» полицейские тоже назвали — 1000 рублей.
Августа отпустили только на второй день, пригрозив возбуждением дела по экстремистской статье. Суд назначил ему штраф в 100 тысяч рублей по административной статье о «пропаганде ЛГБТ» и вынес предписание о «недопустимости действий экстремистской направленности». Полиция заявила, что будет за ним следить.
После этого Август обратился в «СК SOS», проект помог ему выехать из России и спастись как от силовиков, так и от родственников, сообщили The Insider правозащитники. Подробнее об Августе здесь и здесь.
Кто избивал и фабриковал дела
«СК SOS» и Август Добровольский назвали имя полицейского, который избивал его в отделении и подсовывал на подпись фальшивые свидетельские показания. Его зовут Егор Вишкин.

Егор Вишкин
После отъезда из России Август позвонил Вишкину, а тот, видимо не зная, что его записывают и полагаясь на запуганность собеседника, косвенно подтвердил, что задержанных пытают, говорят в «СК SOS». Вишкин рассказал, что полиция Нижневартовска устраивает подставные свидания: сотрудники полиции пишут гомосексуальным мужчинам с фейковых аккаунтов, предлагают встретиться, а затем задерживают. Этим способом давно пользуются в Чечне, по такому же принципу людей задерживают и в Дагестане. Таким образом, онлайн-дейтинг стал небезопасен для представителей ЛГБТК+ сообщества. Принцип может распространиться и на другие регионы России, констатируют правозащитники.
Еще одного полицейского, который допрашивал Августа Добровольского, зовут Эльдар Ахметьянов. Он начальник отдела уголовного розыска. Ахметьянов приставлял нож к горлу Августа и угрожал убить.

Эльдар Ахметьянов
«Я ему сказал: “Эльдар Рашитович, вы же понимаете это всего лишь шуточный чат, ничего серьезного я там не обсуждал, пропагандой не занимался, это всего лишь чат с друзьями”. Он встал из-за стола, вытащил из ремня нож, приставил мне к горлу и сказал: “А что если я тебе сейчас глотку перережу и на суде скажу, что это была шутка?”»
В пытках и фальсификациях участвовали и другие силовики, рассказывают правозащитники. Августа после этого заставляли ездить на обыски в качестве понятого, а если тот отказывался — угрожали.
Суд над Добровольским был формальностью и длился всего несколько минут. Решение выносила мировой судья Оксана Полякова (Судебный участок № 10 Нижневартовска). Август попытался сказать, что виновным себя не считает, на что судья отмахнулась, сказала выйти и дождаться, пока она вынесет ему квитанцию о штрафе в 100 тысяч рублей. Также ему выписали предостережение о недопустимости «экстремистской и террористической деятельности».