![](/images/ebgD5ed03nX6FR2rTl-lCNuXFSLoE7m2YSPFW6J80sw/rs:auto:877:579:0:0/dpr:2/q:100/bG9jYWw6L3B1Ymxp/Yy9zdG9yYWdlL3Bv/c3QvMjc4NjcxL2Zp/bGUtNTgwNjJlNGEz/ZTAxY2MwMjZiYTRm/MzQzZmJhMTUyODku/anBn.jpg)
Страны ЕС, расположенные в Балтийском регионе, намерены ужесточить меры против теневого флота России. Издание Politico узнало, что разрабатывается план борьбы, который включает массовые аресты танкеров, перевозящих нефть в Балтийском море. Параллельно европейцы разрабатывают новое законодательство для создания юридических оснований для этих арестов.
Журналисты ссылаются на информацию от двух дипломатов Евросоюза и двух правительственных чиновников. Среди рассматриваемых предложений — использование норм международного права для задержания судов по экологическим или пиратским основаниям. Также страны могут действовать самостоятельно, вводя национальные законы для изъятия российских судов в открытом море.
Чиновники ссылаются на участившиеся случаи с повреждением подводных кабелей, а также на отсутствие у части теневого флота России страховки, по которой судовладельцы несли бы ответственность за возможные разливы нефтепродуктов. И риск разливов значителен — почти весь теневой флот состоит из старых кораблей, многие из которых должны были пойти в утиль, однако были выкуплены для России. И этот флот продолжает разрастаться.
«Около 50% санкционной торговли российской нефтью идет через Финский залив, — говорил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна. — Есть экологические угрозы, есть атаки на нашу подводную инфраструктуру. Теперь вопрос: что мы можем сделать с этими судами? Мы не можем заблокировать всё море, но можем взять под контроль больше процессов. У нас есть множество возможностей».
Балтийское море играет ключевую роль в нелегальной нефтеторговле: танкеры загружают российскую нефть в портах вроде Усть-Луги под Санкт-Петербургом, затем следуют через Финский залив, Балтику и выходят в Северное море, а оттуда — в мировой океан. В 2023 году из балтийских портов вышли 348 судов теневого флота, обеспечив 40% продаж российской нефти — что эквивалентно примерно трети годового военного бюджета России.