Китайские производители сокращают продажи в Европу и США ключевых компонентов для создания дронов, пишет Bloomberg со ссылкой на источники.
Поскольку в основе украинских беспилотников лежат китайские детали, это может негативно сказаться на производстве дешевого и эффективного оружия, которое играет важную роль в войне, отмечает издание.
Сокращение поставок FPV-дронов из Китая будут ощущаться и в России, отмечают опрошенные The Insider эксперты. Украинский военный эксперт Александр Коваленко отметил, что нехватка двигателей, микросхем и аккумуляторов, произведенных в Китае, уже сказывается на скорости производства и подорожании продукции.
«Китай начал сокращать экспорт FPV-дронов с сентября. И это постепенно начинает ощущаться. При производстве дронов Россия закупает у китайских компаний как полностью целую продукцию, так и по запчастям. То, о чем говорит Bloomberg, соответствует действительности — у нас и двигатели, и микросхемы, и аккумуляторы китайские. Мы на своих 3D-принтерах самостоятельно производим корпус и корпусные элементы. Все другие компоненты — китайские, в том числе электроника. Вряд ли это будет масштабный кризис, но проблемы могут быть серьезными.
Китай является одним из крупнейших производителей этой продукции, и найти ему альтернативу можно в виде американских и европейских производителей, но это проблема удорожания единицы продукции. Из-за этой ситуации дешевизна и скорость поступления продукции под вопросом. Еще можно рассматривать индийский рынок как альтернативу. Таким образом, обходные пути, конечно, есть, но они сразу приводят к удорожанию продукции, потому что детали идут из стран с высокими ценами», — говорит он.
Израильский военный эксперт Давид Шарп согласен с тем, что в производстве дронов могут возникнуть проблемы, однако отмечает, что китайские поставщики могут попытаться обойти санкции и продолжать поставки.
«Многое зависит от того, насколько в Китае будут тщательно соблюдать эти ограничения. Если власти Китая серьезно относятся к тому, чтобы компании не нарушали, то они не будут рисковать, и тогда уже можно ожидать серьезных проблем. Возможно, придется прибегать к серым схемам и заказывать детали оттуда, где ограничений меньше, либо пытаться сделать что-то свое», — отмечает эксперт.