Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD91.69
  • EUR98.56
  • OIL82.79
Поддержите нас English
  • 2473
Новости

Жителю Москвы, которого отправили в СИЗО из-за нарисованных на асфальте крестов, удалось освободиться и уехать из страны

Электромонтеру Константину Кочанову, которого почти год назад отправили в СИЗО из-за нескольких красных крестов, нарисованных на асфальте, удалось освободиться и уехать из страны. Покинуть Россию ему помогли правозащитники проекта «Первый отдел», который выпустил фильм на YouTube-канале про дело Кочанова.

Против 25-летнего Кочанова было возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 1 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды), ему грозило до пяти лет лишения свободы.

Его обвиняли в том, что в ночь на 9 мая 2023 года он нарисовал два креста в Большом Козловском переулке и один — на Нижней Красносельской улице. Кочанов, по версии следствия, таким образом выразил «свое несогласие с проводимой специальной военной операцией» и «произвел публичные действия, создающие реальную угрозу подрыва безопасности государства и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан».

Фотографии крестов на асфальте появились в украинских Telegram-каналах, где высказывались предположение, что это некие метки для атак. Позднее в провластном российском Telegram-канале «Война с фейками» написали, что это «метки расположения геодезических пунктов — точек, которые позволяют произвести топографическую съемку местности».

По словам Кочанова, он сам связался весной 2023 года с украинским проектом «Хочу жить», который помогает российским военным добровольно сдаваться в плен. Его внесли в базу и через некоторое время с ним в Telegram связался человек, который предложил рисовать граффити в публичных местах.

Сначала Кочанов по его поручению делал на улицах Москвы антивоенные надписи, например: «Брат, вспомни руины Грозного, не воюй за рос. оккупантов». Надписи он сфотографировал и отправил снимки с геопозицией в чат. За эти надписи, по словам Кочанова, ему заплатили.

Накануне 9 мая Кочанову предложили нарисовать красные кресты в Москве, уточнив, что это срочная задача. Ему отправили точки, у каких зданий нужно сделать рисунки. Что означают красные кресты, по словам Кочанова, ему не объяснили: «Мне, по сути, ничего не сказали, но я в принципе догадывался, что это не более чем пугалка».

За несколько часов до задержания Кочанов успел выполнить еще одно поручение: запустил фейерверк на улице возле метро «Белорусская» около семи утра 9 мая. «По сути, я даже закона-то не нарушил, потому что до семи я не шумел, ничего такого не сделал», — говорит Кочанов.

Кочанова задержали на следующее утро. Он рассказал, что силовики дежурили у его дома. Когда он вышел на улицу, его заковали в наручники и посадили в тонированную машину, в которой сидели «очень злые дядьки в масках и бронежилетах». Первый вопрос, который ему задали, вспоминает Кочанов, был: «Чей Крым?» На это он ответил: «Ну, по-вашему — он наш. По-моему — нет».

Силовики поднялись в его квартиру, забрали телефон и отвезли в отдел полиции по Басманному району Москвы. В отделении, по словам Кочанова, ему угрожали.

«Угрозы были уже в отделении. Типа: „Давай, ты все рассказываешь или мы тебя отвезем в подвал и будем пытать“. Но я и не собирался от чего-то там отнекиваться. Типа, зачем? И рассказал, чего да как было».

Вскоре после задержания близкие Константина Кочанова обратились к правозащитникам из «Первого отдела».

18 мая судья Басманного районного суда Москвы отправил Кочанова в СИЗО. Спустя неделю ему добавили обвинение в вандализме — за граффити о российских оккупантах на заборе госпиталя ФСБ в Москве.

Константин Кочанов пробыл в СИЗО почти до конца 2023 года. Выйти на свободу ему удалось благодаря «очень большому чуду», говорит правозащитник Евгений Смирнов.

По его словам, сотрудники ФСБ решили избавиться от волокиты с административными арестами и поручили МВД завести уголовное дело о хулиганстве. Однако они не учли особенностей работы дознания.

«По этим делам есть специальная процедура, и чекисты, я думаю, даже не знали о ее существовании. У дознания есть определенный срок, после которого оно не может продолжаться, а должно перейти в следствие. И этот срок по делу Кочанова истек. После этого любой дознаватель обязан передавать дело уже следователю. И происходит некий лаг, когда дело уже не у дознавателя, он отдал следователю, а следователь еще не смог им толком заняться», — объясняет Смирнов.

Дело Кочанова передали из отдела дознания МВД в следственный отдел МВД по Басманному району 2 октября 2023 года. Следователь принял его к производству, но, по словам Смирнова, вовремя не обратился в суд с ходатайством о продлении меры пресечения.

Таким образом, у Кочанова вышел срок содержания под стражей. Правозащитники опасались, что после этого Кочанова снова арестуют уже по статье о госизмене. В течение нескольких дней они продумали его выезд из России. «Первый отдел» не раскрывает подробности в целях безопасности. Вскоре Константин Кочанов был уже за границей, где и живет до сих пор.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari