
Азербайджан вывез из Тегерана сотрудников своего посольства после того, как вооруженный мужчина напал на дипмиссию, застрелив начальника охраны и ранив еще двоих людей. Как сообщает Tehran Times, власти Ирана отказались признать произошедшее терактом, заявив, что нападавший действовал по личным, а не политическим мотивам.
Министр иностранных дел Исламской республики Хосейн Амир Абдоллахиян в беседе с азербайджанским коллегой заявил, что нельзя допустить, чтобы этот инцидент пагубно повлиял на отношения между двумя странами, и предложил провести совместное расследование. Подозреваемого, который был задержан на месте, позднее показали по иранскому телевидению. Пожилой мужчина заявил, что хотел спасти свою жену-азербайджанку, которую, по его мнению, удерживали в посольстве. Затем молодая женщина, которая представилась дочерью подозреваемого, рассказала, что ее мать находится в Азербайджане, и что отцу об этом говорили, но он не поверил.
В свою очередь, Баку настаивает, что нападение на посольство — это «акт терроризма». В МИД Азербайджана подчеркнули, что атаке способствовала «антиазербайджанская кампания» в Иране, и обвинили иранские власти в том, что те игнорировали просьбы усилить охрану дипмиссии.
«Натянутые отношения»
Иранист Максим Алонцев рассказал The Insider, что нападение на посольство было «формальным поводом» для отзыва дипломатов, а отношения между Тегераном и Баку испорчены давно и по другим причинам.
Речь о том, что у Азербайджана и Ирана натянутые отношения, идет уже не первое десятилетие <...>. Отношения действительно напряженные из-за торговых связей с Арменией. По результатам второй Карабахской войны Азербайджан мешает транспортному обмену Ирана и Армении. Было несколько инцидентов с иранскими фурами на границе с Азербайджаном, с доставкой иранских грузов. Кроме того, есть и турецкое сообщение между Ираном и Арменией, и это всё затрудняется, потому что Азербайджан предъявляет свои права на контроль над этими территориями.
Это более современные дела, но в целом отношения остаются напряженными, потому что существуют такие мифические или полумифические угрозы территориальных изменений в Иране. Северная провинция Ирана населена этническими тюрками и имеет историческое название Азербайджан, потому что половина Азербайджана была в составе Российской Империи, а потом СССР, другая же часть была в составе Ирана. И вот эти все истории про единый Азербайджан время от времени всплывают то с одной, то с другой стороны. И всякий раз, когда происходят волнения в иранском Азербайджане, встает вопрос лояльности ирано-азербайджанцев Ирану и вообще озабоченности судьбой азербайджанцев со стороны уже независимого Азербайджана, за спиной которого стоит Турецкая республика как главный защитник интересов тюркских народов в мире.
Я не думаю, что будет конфронтация, потому что на данный момент даже в ходе последних протестов мы не видели особо каких-то сепаратистских тенденций. Ни в одном из регионов, где были региональные протесты, сепаратизма не было. Даже в [иранском] Азербайджане они не имели такого сепаратного оттенка. Мне кажется, что всё-таки дальше эта ситуация не будет развиваться. Возможно, что это будет апогей этой ситуации, и дальше она пойдет на спад. Вчера делегация из Катара приехала в Иран, и на фоне взрывов все считают, что Катар будет выступать переговорщиком между Ираном и регионом.