Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD55.30
  • EUR52.74
  • OIL95.88
Поддержите нас English
  • 1978
Новости

Министр по развитию Дальнего Востока признал провал инвестиционного партнерства с Китаем

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в интервью изданию «Коммерсантъ» признался, что сотрудничество России и Китая на деле не оказалось таким же прочным, как на словах. По его словам, объем инвестиций второй экономики планеты в Россию слишком мал.

«Что касается разворота на Восток, то хотя большая часть России уже находится в Азии, публичная часть наших отношений с тем же Китаем опережала их практическое исполнение. Если пересчитать те проекты в России, где реально участвовали крупные китайские инвесторы, то хватит пальцев одной руки», — заявил министр.

Чекунков отметил, что для экономики с капитализацией фондового рынка на уровне $20 трлн и активами банковской системы на уровне $50 трлн, вложений в российскую экономику мало. Исправить ситуацию министр предлагает с помощью совместных предприятий с китайскими компаниями, за основу он предлагает взять опыт 90-х годов, когда западные компании выходили на российский рынок.

«В начале 1990-х это был формат, в котором западные компании приходили в Россию с целью выйти на наш растущий потребительский рынок. Но тогда это привело к замещению российских производителей. Мы не смогли защитить свой рынок, в отличие от тех же китайцев, которые очень жестко защищали свои интересы», — пояснил Чекунков.

Он убежден, что в этот раз российским властям удастся избежать прежних ошибок и не допустить уязвимости российских производителей при сотрудничестве с Китаем. В качестве российских преимуществ министр называет: богатейший ресурсный потенциал и максимальное создание добавленной стоимости в России, доступ к громадным рынкам Азии, а также доступ к их финансовым рынкам.

Чекунков также признал, что действующих транспортных мощностей для разворота на Восток недостаточно — придется развивать маршруты через Арктику и Дальний Восток, так как другой возможности развивать торговлю не выйдет — нет мощностей. Для упрощения торговли придется вложиться в железнодородные пути, порты, погранпереходы, склады, логистические комплексы, модернизировать транспорт.

«Мы уже сегодня видим дефицит провозных способностей на Востоке России, превышающий 70 млн тонн, а через три года, по нашим подсчетам, он достигнет 150 млн тонн. Решить эту проблему позволят только крупномасштабные морские перевозки, в том числе контейнерные перевозки по Северному морскому пути (СМП)», — говорит министр.

Российские власти неоднократно говорили о готовности российской экономики переориентироваться на Восток, в первую очередь подразумевая наращивание сотрудничества с Китаем и Индией. Однако оперативно развернуть экономику у властей не получилось — транспортных мощностей не хватает, а сами страны не торопятся к наращиванию сотрудничества ввиду санкционных рисков. Многие китайские компании ушли с российского рынка вслед за западными конкурентами, а динамика торгового баланса пока не свидетельствует о резком наращивании сотрудничества с азиатским бизнесом.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari