Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 905
Новости

Новый закон о повторных побоях малоэффективен, «легче от него не станет» — юрист Мари Давтян

Подписанный 28 июня Владимиром Путиным закон об уголовной ответственности за повторные побои никак не изменит ситуацию с уровнем домашнего насилия в России и фактически ни на что не повлияет. Об этом The Insider рассказала руководитель Центра защиты пострадавших от насилия, адвокат Мари Давтян. Она отметила, что из новостей о подписанном законе кажется, будто власти наконец меняют ситуацию, однако это не так, закон лишь исправляет правовую коллизию.

О чем новый закон?

По закону, который 28 июня подписал Путин, те, кто уже были судимы за нанесение любых побоев, за повторные побои будут получать уголовное наказание, а не административное. До этого существовала правовая коллизия: уголовная ответственность наступала только за повторные побои, если человек был привлечен к административной ответственности за первичные побои. Если он был привлечен к уголовной ответственности за какое-то иное насилие, например, за причинение легкого вреда здоровью или средней степени тяжести, то он, совершая побои, считался впервые привлекаемым к ответственности за побои.

Все путаются, и даже юристы не совсем понимают в чем была проблема, говорит Мари Давтян. «Грубо говоря, если я совершаю побои и меня наказывают административно, то во второй раз после побоев наказывают уголовно. Если Иванов сломал Петровой руку, а это вред средней тяжести, и потом еще побил, то он будет повторно привлекаться к административной ответственности. Логики никакой: чем более тяжелое преступление ты совершаешь, тем меньше степень ответственности за побои», — пояснила юрист.

Изменить странную ситуацию юристы просят давно, но обратить на нее внимание удалось только в 2016 году благодаря доведению до Конституционного суда дела Людмилы Саковой. Ее три раза избивал родной брат, и в итоге он получил административное наказание из-за «законодательного косяка».

«Мы довели дело Саковой до Конституционного суда, чтобы показать вот эту нелогичность проекта. Причем тут ситуация еще сложнее, потому что было три случая побоев подряд. За второй случай брат был привлечен уголовно, а за третий — административно, будто он совершал их впервые. Вот такая кривая норма. Конституционный суд это разъяснил, и теперь люди, которые имеют судимость за насильственные преступления, если совершат побои, будут осуждены в уголовном порядке, а не в административном», — пояснила Давтян.

Повлияет ли на ситуацию с домашним насилием в России новый закон?

Глобально этот закон не изменит почти ничего, говорит юрист, хотя в СМИ новость смотрится как некие изменению к лучшему.

«По большому счету, исправили явно законодательный косяк, но не более того. Много ли таких дел? Они есть. Не сказать, что это массовая история, но такие дела существуют. Будет применяться? Я думаю, посмотрим в ближайшее время. Как это повлияет на ситуацию с насилием в семье? Да никак. Первоначально СМИ скажут: „Ура! Ужесточают наказание за побои! Сейчас это будет превенцией домашнего насилия“. Да ничего подобного. Да, косяк исправили, но в глобальном масштабе легче от этого не становится».

При этом побои внутри семьи крайне нечасто становятся предметом именно уголовного разбирательства. Положение ухудшилось в январе 2017 года, когда Госдума перевела первый случай домашнего насилия из уголовной ответственности в административную (ст. 6.1.1 КоАП РФ). Максимальное наказание за первичные побои по этой статье — административный арест до 15 суток, либо обязательные работы до 120 часов, либо штраф до 30 тысяч рублей. Чаще всего назначают минимальный штраф, говорят юристы.

Закон о домашнем насилии в России не принят до сих пор. Параллельно с фактической легализацией побоев Россия отказывается ратифицировать Стамбульскую конвенцию — первый международный документ, который юридически обязывает страны бороться с домашним насилием, защищать жертв и преследовать виновных по суду.

Изменить систему на примере других дел

По словам Давтян, сейчас Центр защиты пострадавших от насилия применяет отдельные дела для того, чтобы проводить дальнейшие изменения в законодательстве. Она привела в пример прошлогоднее дело журналистки Екатерины Федоровой, связанное с публикацией ею в 2019 году сообщения в Facebook о том, что ее изнасиловал совладелец медиахолдинга PrimaMedia Алексей Мигунов. После публикации поста в соцсети и появления сообщений в СМИ Мигунов обратился в суд с иском к Федоровой, а также Еве Моор и Ольге Карчевской, распространившим пост. В иске отмечалось, что сведения «не соответствуют действительности и порочат его честь, достоинство и деловую репутацию». Суд счел, что сведения «порочат честь и достоинство истца, при этом ответчиками не представлено доказательств информации».

Однако позже Девятый кассационный суд общей юрисдикции отменил судебные акты нижестоящих инстанций из-за нарушений норм материального и процессуального права и вернул дело на новое рассмотрение. Кассация сочла, что нижестоящие суды не учли и не оценили тот факт, что Федорова опубликовала историю о пережитом опыте сексуального насилия и что настоящее дело представляет собой конфликт между правом на свободу выражения мнения женщины, пережившей сексуальное насилие, и защитой репутации.

В декабре 2021 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал пилотное постановление «Туникова и другие против России» по проблеме домашнего насилия, обязав власти РФ привести законодательство по предотвращению насилия в соответствие с Конвенцией о защите прав человека. ЕСПЧ коммуницировал жалобы (официально сообщил правительству страны о претензиях заявителей) пострадавших от домашнего насилия Натальи Туниковой, Маргариты Грачевой, Елены Гершман и Ирины Петраковой, объединив их в одну еще в июле 2019 года. Дела Петраковой и Грачевой сопровождал Центр защиты пострадавшиx от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных объединений.

ЕСПЧ пришел к выводу, что все указанные заявительницы пострадали из-за того, что в России не существует никаких правовых механизмов, способных предотвращать акты насилия. В декабре 2021 года The Insider сообщал, что ЕСПЧ обязал Россию выплатить 370 660 евро Маргарите Грачевой, которой муж отрубил кисти рук в 2017 году. В 2017-м она была доставлена в одну из подмосковных больниц без кистей рук. Муж пострадавшей в тот же день сам обратился в полицию и признался, что вывез жену в лес рядом с деревней Скрылья и отрубил ей кисти рук из ревности. При этом женщина уже жаловалась в полицию на угрозы со стороны мужа, но участковый отреагировал на заявление лишь спустя 18 дней после подачи и ограничился профилактической беседой. Серпуховской городской суд приговорил Грачева к 14 годам колонии строгого режима.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari