Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL73.02
Поддержите нас English
  • 1712
Новости

The Moscow Times: власти запретили «Яндексу» продавать «Новости» и «Дзен»

Администрация президента РФ запретила «Яндексу» продавать свои сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен», пишет The Moscow Times со ссылкой на три источника. О возможности такой сделки сообщал в марте РБК. В числе вероятных покупателей назывался холдинг VK. В качестве причины продажи указывалось желание «Яндекса» сосредоточиться на развитии технологий. Однако один из менеджеров компании посетовал в разговоре с газетой, что на фоне войны в Украине медиаактивы «Яндекса» стали токсичными и вредят его репутации. В частности, сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» критиковали за однобокое освещение военных действий.

Запрет на продажу «Новостей» и «Дзена» подтвердили два менеджера «Яндекса» и их коллега из VK. «Изначально было ясно, что никто им не даст продать сервисы. Но это никак не связано с войной, им и раньше бы не дали такую сделку провести», — сказал сотрудник VK. Однако после выхода публикации The Moscow Times представители «Яндекса» в разговоре с «Интерфаксом» отвергли существование негласного запрета на продажу сервисов.

«Новости» и «Дзен» могут потерять большую часть своего трафика, если не будут находиться на главной странице «Яндекса», считает бывший руководитель «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон. По его словам, в России нет заметных агрегаторов, которые бы жили вне больших порталов с многомиллионной аудиторией. Решение продать «Новости» Гершензон назвал реакцией на давление на компанию.

Ранее Лев Гершензон обвинил сервис «Яндекс.Новости» в замалчивании войны в Украине. «Сегодня шестой день, когда на главной странице „Яндекса“ минимум 30 млн российских пользователей видят, что никакой войны нет, тысяч погибших российских солдат нет, десятков погибших под российскими бомбежками мирных жителей нет, нет десятков пленных, нет огромных разрушений в разных украинских городах, — написал Гершензон. — То, что значительная часть населения России может считать, что войны нет, является основой и движущей силой этой войны. „Яндекс“ сегодня — ключевой элемент в сокрытии информации о войне. Каждый день и час таких „новостей“ — это человеческие жизни. И вы, мои бывшие коллеги, за это тоже отвечаете».

Он призвал сотрудников компании уволиться, если они не могут бороться с проявлениями цензуры. На следующий день из компании ушла основательница сервиса The Question и бывшая руководительница «Яндекс.Кью» Тоня Самсонова.

В начале марта ЕС ввел санкции в отношении управляющего директора группы «Яндекс» Тиграна Худавердяна: компанию обвинили в том, что она является «ключевым элементом в сокрытии информации» о военном конфликте в Украине от россиян. В компании на это ответили, что за формирование информационной повестки отвечают алгоритмы ИИ.

В прошлом месяце совет директоров «Яндекса» покинули два представителя: основательница Wellville Эстер Дайсон и профессор финансов Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Илья Стребулаев. В апреле ушла с поста гендиректора «Яндекса» Елена Бунина. Она также уехала из России. По информации СМИ, отъезд Буниной связан с войной в Украине, которую она не поддерживала.

Между тем сервисы «Яндекса» уличали в политической цензуре задолго до начала масштабной войны в Украине. Еще в 2016 году — после принятия закона о новостных агрегаторах — из «Яндекс.Новостей» исчезли новости от СМИ без лицензии (в их число входит, например, «Медуза», признанная иноагентом). Позже «Медуза» обнаружила, что «Яндекс» не показывал новости об акциях «Он вам не Димон» в России. Тогда компания заявила, что «новости об акциях протеста периодически появлялись на главной странице поисковой службы», а их временное отсутствие в топ-5 главных сюжетов «объясняется наличием других тем».

Осенью 2019 года ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорил, что все медийные инструменты, которыми обладает «Яндекс», «уже сейчас цензурируются с согласия компании». «Это добровольное ограничение. То, что со стороны власти предлагалось как компромисс, со стороны „Яндекса“ было воспринято как задача, которую они начали рьяно выполнять. Под это сейчас подкладывается красивая история про то, что никакой цензуры не существует, „так работают наши алгоритмы“», — добавил он в разговоре с «Новой газетой».

По словам руководителя общественной организации Артема Козлюка, фильтрует результаты и сам поисковик «Яндекса». «Компанию это обязывают делать законы, которые требуют исключать из поисковой выдачи запрещенные ресурсы: есть списки запретных слов, доменов и много чего еще. Роскомнадзор или другие ведомства могут также напрямую взаимодействовать с компанией, к сожалению, опять же это непрозрачная для общества информация. Так что это черный ящик: что-то их обязывают скрыть, что-то по звонку, что-то они сами удаляют, чтобы не лезть на рожон», — пояснил он.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari