Федеральная антимонопольная служба, «Яндекс» и заявители по делу «колдунщиков» заключили мировое соглашение, сообщает регулятор. Соглашение утвердил Арбитражный суд Москвы, а ФАС прекратила соответствующее антимонопольное дело.
«Яндекс» признал обоснованность выданного ФАС предупреждения и выполнил его положения. В частности, в результате взаимодействия компаний-участников антимонопольного дела опубликованы политика, условия и технические требования по интеграции партнеров в поисковую систему «Яндекса». Их требования открыты и едины для всех участников рынка, включая собственные сервисы компании.
Кроме того, антимонопольная служба будет вести мониторинг исполнения мирового соглашения, а также регулярно анализировать корректность работы поисковой системы компании. Сведения для такого мониторинга «Яндекс» также обязуется регулярно предоставлять ведомству. Ежегодно будет проводиться независимый аудит непредвзятости ранжирования и отображения данных в поисковой выдаче, говорится в сообщении ФАС.
Заявители подтвердили, что компания совершила все необходимые действия, направленные на устранение дискриминационных условий в собственной поисковой системе.
По условиям соглашения «Яндекс» внесет 1,5 млрд рублей в Российский фонд развития информационных технологий. Эти деньги будут направлены на продвижение российских программных ИТ-продуктов в интернете. Институт развития РФРИТ входит в группу корпорации развития ВЭБ.РФ. А министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выполняет роль курирующего ведомства.
«Колдунщики» - это элементы поисковой выдачи, которые предлагают пользователю ответ на его запрос прямо на странице с результатами поиска (в данном случае - на собственных сервисах «Яндекса»). Например, при поиске автомобиля в выдаче появятся карточки машин с сервиса «Яндекс. Авто».
Летом 2020 года Avito, «Дром», Cian.ru, Ivi, Profi.ru, 2ГИС и другие сервисы направили в ФАС жалобу на злоупотребление доминирующим положением «Яндекса» в поисковой выдаче компании. Согласно жалобе, «Яндекс» уводит пользователей на собственные сервисы интернет-компании, не допуская сервисы к использованию инструмента. В связи с этим компании теряют трафик и вынуждены больше тратить на продвижение собственных сервисов, указывали компании.
ФАС возбудило дело в отношении компании по признакам нарушения антимонопольного законодательства. «Яндекс» до 1 апреля 2021 года должен был прекратить преимущественное продвижение собственных сервисов в поисковой выдаче при помощи «колдунщиков».
В «Яндексе» возражали, что алгоритм с «колдунщиком» позволяет поисковику успешно конкурировать с другими поисковыми системами, в первую очередь, с Google. «Можно было бы предписать поисковым системам — «Яндексу», например, — чтобы все результаты были одинаковыми, просто ссылки и заголовок на странице. Но потеряет потребитель, потому что такая «стерилизация» приведет к ухудшению продукта», — пояснял РБК глава «Яндекса» Тигран Худавердян.
«Яндекс» также обвинил подавших на него жалобы в том, что они сами дискриминировали сервисы конкурентов на своих площадках.