Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD95.03
  • EUR104.87
  • OIL78.18
Поддержите нас English
  • 4913
Новости

«Кураторы» от ФСБ в российских вузах. Как устроена система, унаследованная от СССР

Проректором Высшей школы экономики по безопасности назначен Сергей Рожков, бывший глава управления ФСБ по Белгородской области. Это стало очередным свидетельством того, как спецслужба ужесточает контроль за сферами образования, науки и культуры. В вузах «кураторы» от ФСБ все чаще заявляют о себе, вмешиваясь в учебный процесс и научную деятельность.

Хорошо знакомые советским ученым термины «куратор», «осведомитель», «первый отдел», «режим секретности», «форма допуска», «справка об отсутствии в публикации сведений, составляющих гостайну» и «отчет о встрече с иностранцами» сохранились и продолжают отражать особенности отечественной научной деятельности.

Год назад участие представителя ФСБ в праздничном мероприятии привело к скандалу. 29 декабря 2020 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН сотрудники собрались поздравить друг друга с наступающим Новым годом. Неожиданно один из присутствующих встал и, представившись «куратором от ФСБ», также присоединился к поздравлениям. Об этом депутату законодательного собрания Санкт-Петербурга Борису Вишневскому рассказали участники собрания, добавив, что раньше они с «куратором» знакомы не были.

«Был шок. Гражданский институт, не закрытого типа. И тут выходит какой-то человек, представляется куратором от ФСБ и говорит, что у нас уже с осени. Будто в советские времена вернулись», — рассказал один из сотрудников института на условиях анонимности.

По словам ведущего научного сотрудника Ирины Левинской, подобное и любое другое вмешательство в интеллектуальный исследовательский процесс – «это просто оскорбление профессии» историка. «Такое кураторство убийственно для науки, оно ее уничтожает. Наука или есть, или ее нет. И если над ней стоит куратор из ФСБ, это означает, что ее нет. Ничего подобного в моем институте никогда до этого не было», - добавила Левинская, которую цитировал проект «Север.Реалии».

По словам Вишневского, после огласки этого случая ему стали писать об аналогичных фактах «внедрения» представителей ФСБ в гражданские вузы. «Оказалось, что сеть этих кураторов достаточно широка. Даже в Академии русского балета имени Вагановой есть куратор», — отмечал Вишневский.

Контроль со стороны ФСБ усилился с приходом на должность ректора в 2014 году Николая Цискаридзе, который был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 2018 года, говорит один из бывших сотрудников Академии.

«Они следят за лояльностью, - пояснил он. - Нелояльных практически сразу увольняют – поэтому я оттуда и ушел, просто нюхом почувствовал, что стало опасно. В сталинское время больших артистов нередко сажали, да и потом – вы же помните скандалы, связанные с отъездом Барышникова, Макаровой, Нуриева. Их отъезд всегда бил рикошетом по учебному заведению: проходили собрания, всех мочили, терзали, выгоняли. И это никуда не делось. Теперь все это перешло на уровень личностной лояльности руководству».

Информацию Вишневского о контроле со стороны ФСБ подтвердили Znak.com сотрудники других научных, образовательных и музейных учреждений Санкт-Петербурга. Так, преподаватель исторического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета признал, что в их вузе есть кураторы от ФСБ, но сам он с ними никогда не сталкивался. «Физики, химики и прочие естественники с кем-то согласовывают свои публикации во избежание проблем. С кем точно, не знаю», — говорил он.

Сотрудники Уральского, Сибирского, Дальневосточного отделений РАН, бывшие студенты и действующие преподаватели ряда вузов, в том числе Московского государственного университета, Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина, в неофициальных беседах также говорят о существовании института кураторов от ФСБ.

От борьбы с крамолой до воровства древних книг

Как рассказывал один из сотрудников МГУ по имени Дмитрий, представители ФСБ выявляют среди студентов вольнодумцев. Во время протестных акций 2011 года «кураторы» из спецслужбы убеждали студентов не ходить на несогласованные политические мероприятия. Когда студенты создали инициативную группу и заговорили о самоуправлении, представитель ФСБ «общался с руководством факультета и просил приструнить наиболее активного студента».

Слежка ведется и за преподавателями. В январе 2014 года 53-летний доцент философского факультета МГУ Вячеслав Дмитриев перепечатал в своем блоге в ЖЖ чужой текст неизвестного автора «Пособие по ведению боевых действий против оккупационных властей». «Кто-то из сотрудников увидел это и настучал руководству факультета. Стукачи ведь тоже никуда не делись», - говорил Дмитрий, которого цитировал piter-news.

Сотрудники ФСБ задержали Вячеслава Дмитриева прямо на рабочем месте. Как позже рассказывали СМИ коллеги преподавателя, его отвели «в специальную комнату в главном здании МГУ, зарезервированную для сотрудников правоохранительных органов». Несколько часов доцента допрашивали, но уголовное дело заведено не было. После этого сотрудники МГУ стали вести себя осмотрительнее в сосцетях.

Осенью 2019 года несколько десятков студентов РГСУ были вызваны на профилактические беседы с сотрудниками службы безопасности вуза. Их интересовали оппозиционные взгляды студентов и их участие в летних митингах. Администрация вуза и некоторые из студентов сотрудничают с силовыми структурами, в том числе с Центром по противодействию экстремизму МВД и ФСБ, писал журнал DOXA.

Выпускник исторического факультета Уральского государственного университета (с 2017 года входит в Уральский гуманитарный институт УрФУ) сообщил, что надзор за вузом со стороны спецслужбы не прекращался ни в 1990-х, ни в 2000-х годах.

Один из сотрудников вуза напомнил, что директором Института социальных и политических наук УрФУ является Эльвира Сыманюк — супруга генерал-майора ФСБ Василия Сыманюка. Он до 2013 года возглавлял управление ФСБ по Амурской области, а потом занял должность советника председателя Уральского отделения РАН.

Сотрудник Института геофизики рассказал, что к концу президентства Бориса Ельцина контроль со стороны контрразведки практически прекратился или стал незаметным. Но, с началом 2000-х годов вновь стал нарастать. «Уже замучили этими бумажками. Мы все время пишем какие-то отчеты, их просто миллион сейчас. Кажется, даже в советское время такого не было. Количества этой писанины стало больше, чем самой науки», — добавил он.

По словам ученого, «если планируется поездка за рубеж, пишем уведомление о том, куда, зачем и в какие сроки планируем поехать, что планируем там делать и с кем встречаться». Потом пишется отчет о поездке, в котором указано, с кем и о чем сотрудник института разговаривал во время поездки.

Также устоялась практика, когда кто-то из руководства институтов «информирует контрразведку о происходящем по должности». «Это может быть директор, кто-то из его замов или ученый секретарь», — говорил сотрудник Института геофизики.

Зачастую сотрудники ФСБ чувствуют себя «хозяевами» в вузах, устраивая там не только допросы, но и совершая кражи особо ценного имущества. Об этом свидетельствует дело полковника ФСБ Сергея Ведищева. Он был начальником 1-го «режимного» управления МГУ (по обеспечению секретности в вузе), а потом был назначен проректором по международному сотрудничеству. Осенью 2012 года он вынес из спецхрана отпечатанную в XV веке двухтомную Библию Гутенберга и спрятал оба фолианта в сейфе своего кабинета. Книга была вывезена трофейной бригадой из Германии сразу после окончания Второй мировой войны. Ее стоимость может достигать $35 млн.

Для поиска покупателей Ведищев привлек двух коллег по ФСБ — майора Михаила Лепкова и капитана Виктора Пучку. При попытке сбыть книгу одному из коллекционеров они были задержаны. Ведищева суд приговорил к 3,5 года колонии, а Лепков и Пучка получили по одному году лишения свободы.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari