Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.59
  • EUR100.27
  • OIL87.17
Поддержите нас English
  • 517
Новости

«У всех свои «хотелки», а кто-то видит угрозы в отказе от углеводородов». Почему конференция по климату вызывает разочарование

Саммит G20 не оправдал ожидания лидеров стран-участниц группы, заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, а исполнительный директор Greenpeace International Дженнифер Морган выразила сожаление «несвоевременностью» его итогов. По итогам переговоров представители G20 предварительно договорились достичь глобальной углеродной нейтральности к середине XXI века и прекратить государственное финансирование угольной энергетики за рубежом. При этом «середина XXI века» в документе никак не обозначена датой, а цели по отказу от углеродной энергетики внутри стран никак не описаны.

Руководитель направления «Климат и энергетика» российского Greenpeace Василий Яблоков из Глазго рассказал The Insider, почему предварительные итоги конференции уже выглядят несостоятельными и какие решения страны должны принять, чтобы затормозить глобальное потепление.

Разочарование вызвано тем, что страны больше не амбициозны в борьбе с изменением климата, а их нынешняя политика ведет к глобальному потеплению выше, чем на 1,5 градуса, которые были установлены в 2015 году Парижским соглашением. Формально, на бумаге, все страны сокращают выбросы, но в реальности цифры продолжают очень сильно расти. С нынешним уровнем выбросов все идет к тому, что температура поднимется выше 3 градусов.

Самое главное решение — отказ от ископаемого топлива — до сих пор не было принято. Есть надежда, что на конференции в Глазго все же будут сделаны более серьезные заявления, чем те, что мы видим.

Для того чтобы достичь углеродной нейтральности в ближайшее десятилетие, выбросы должны упасть примерно на 50%, однако страны дают себе отсрочку, и Россия, в частности. Каких-то амбициозных действий не происходит, причиной этому становятся национальные интересы, интересы крупного бизнеса, нежелание что-то менять кардинальным образом, потому что это приведет к глобальной трансформации всех институтов, потери власти теми, у кого она сейчас. На кону в этом вопросе — ответственность перед будущими поколениями, но, видимо, она в меньшей степени заботит мировых лидеров.

В области климата в мире есть деление на «глобальный Север» и «глобальный Юг». От действий, которые совершают развитые страны — Север — страдают в первую очередь страны Юга, которые не способствовали климатическому кризису в той степени, в которой это сделали северные страны. Основный объем выбросов был произведен именно Европой, США, Россией и другими крупными странами.

Под наибольшим ударом находятся беднейшие страны, они терпят огромные убытки из-за повышения уровня океана, тайфунов, пожаров. Изменение климата уже уносит человеческие жизни и в целом делает жизнь на некоторых территориях невозможной. Представители малых островных государств в Глазго особенно выступают за срочные действия по отказу от первопричины климатического кризиса — ископаемого топлива. Развитые страны все время дают себе отсрочку, находя разные отговорки типа устойчивости экономического роста, которая тоже является важной целью.

У бедных стран меньше возможностей предотвращать последствия от изменения климата. Парижское соглашение было как раз о том, что развитые страны должны направить средства на адаптацию к изменению климата, потому что сейчас у развивающихся стран в принципе нет никаких возможностей самостоятельно совершить зеленую трансформацию. У них есть гораздо более серьезные проблемы, например, борьба с голодом, бедностью. Результатом Парижского соглашения стало то, что развитые страны взяли на себя обязательство оказывать поддержку более бедным странам ежегодно в размере $100 млрд. Теперь это снова будет обсуждаться в Глазго. Основной вопрос в том, как именно соглашение должно работать. В Глазго должны быть финализированы эти правила, чтобы можно было начать действовать.

Сейчас у позиций разных стран много противоречий: у всех свои «хотелки», а кто-то видит в нововведениях угрозы. Почти все страны уже заявили о намерении достичь углеродной нейтральности, и даже Россия несколько недель назад об этом заявила, поэтому сейчас важно повысить амбициозность этих целей в ближайшие десятилетия. Мы также ожидаем от конференции в Глазго, что в итогов документе ископаемое топливо будет названо главной причиной изменения климата и постулирован отказ от него как можно быстрее. Международное энергетическое агентство уже заявило, что достичь цели в 1,5 градуса невозможно, если будут реализовываться новые проекты в области ископаемого топлива. Сейчас с одной стороны, развитые страны много делают для декарбонизации энергетики, помогают развивающимся странам, а с другой стороны, сами же финансируют открытие новых угольных станций, разработку новых месторождений нефти.

Для России углеводородная энергетика является основой экономики, а поскольку Россия экспортоориентированная страна, от этого зависит благосостояние людей. Это выглядит как замкнутый круг, но на самом деле можно было бы диверсифицировать экономику, постепенно сделать ее более независимой. Никто не говорит, что это надо сделать завтра, таких целей не стоит. Задача состоит в том, чтобы уйти от ископаемого топлива в ближайшей перспективе.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari