Министерство здравоохранения РФ разослало подведомственным врачам и медучреждениям указание согласовывать любые публичные комментарии о распространении COVID-19. Как подчеркнули в Минздраве, такое решение принято из-за «перегруженной информационной повестки вокруг пандемии», чтобы «повысить эффективность информирования населения». Позже в Минздраве добавили, что распоряжение коснется лишь федеральных учреждений, подведомственных министерству, однако юрист «Агоры» Станислав Селезнев рассказал The Insider, что подобное уточнение — попытка самооправдания Минздрава, не отменяющая факт тотального контроля за распространением объективной информации о пандемии в России.
Документ сформулирован довольно хитро. Из текста следует, что запрет касается руководителей учреждений и главных внештатных специалистов. При этом речь идет о любых комментариях о COVID. Де-факто мы видим указание главврачам следить за своими коллективами. Иными словами, министр предупреждает, что будет наказывать главврачей за публичные высказывания их подчиненных.
Также любопытно, что документ подписан ЭЦП, что в случае прокурорской проверки на предмет превышения полномочий, всегда может быть использовано в защиту Мурашко.
Но в условиях очевидного недостатка достоверной информации о реальном положении дел с распространением и лечением COVID-19, с учетом известных фактов административного и уголовного преследования за распространение достоверной информации, а также попыток официальных лиц скрыть и исказить реальную картину заболеваемости и хода лечения, полная корпоративная цензура, которую пытается насадить Минздрав, является категорически неприемлемым и общественно-опасным вмешательством в право граждан получать достоверную информацию.
Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации не предусматривает возможности давать указания о взаимодействии врачей со СМИ. Такое требование представляет собой явное превышение министром своих полномочий.
«Свобода выражения мнений представляет собой одну из основных опор демократического общества. Она применима не только к «информации» или «идеям», которые встречают благожелательный прием или рассматриваются как безобидные или безразличные, но также и к таким, которые внушают беспокойство государству или части населения», — так определил стандарт защиты права на самовыражение Европейский суд по правам человека.
Что касается последнего комментария Минздрава, содержащего уточнение о том, что указание затронет только федеральные учреждения, подведомственные министерству, то это явное самооправдание, которое по факту ничего не меняет. С одной стороны, сотрудники ФУЗ также имеют право на свободу слова, а с другой — позиция министерства четко обозначена — заткнуться и молчать. Как вы думаете, как себя поведут в такой ситуации руководители региональных больниц?