Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.51
  • EUR98.91
  • OIL88.06
Поддержите нас English
  • 630
Новости

"Экономикой в Аргентине не занимается никто". Эксперты о том, почему страна на пороге третьего за 20 лет дефолта

Министр экономики Аргентины Мартин Гусман предложил правительству страны рассмотреть возможность девятого в истории Аргентины и третьего за последние 20 лет суверенного дефолта. Дефолт может быть объявлен, если кредиторы Аргентины не согласятся на смягчение условий выплаты долгов. The Insider поговорил с экономистами о том, что привело к проблемам в аргентинской экономике и как коронавирус может помочь в этой ситуации властям страны.

Юрий Мосейкин, профессор, декан экономического факультета РУДН

Прошлогодние выборы главы государства и приход к власти левоцентристских сил во главе с Альберто Фернандесом пресса называет «концом правого поворота». Ушедший президент Макри оставил новой власти не просто тяжелое наследие, а фактически агонизирующую экономику, на которую, в довершение всего, свалилась еще и пандемия коронавируса.

Достаточно упомянуть характеристику, которую дало аргентинскому песо агентство Bloomberg — «худшая в мире валюта». И это вполне оправданно, ведь при 50-процентной инфляции курс местной валюты по отношению к американскому доллару в 2018 году упал вдвое, а в 2019 — еще на 60%. Но и это не все. У Аргентины огромный внешний долг и перед МВФ, и перед пулом частных инвесторов, сроки по обслуживанию которого уже наступили.

Как отмечается в аргентинской печати, «ритуальный танец между Аргентиной и кредиторами перешел в финальную фазу». Как уже известно, в середине апреля правительство предложило отложить платежи по кредиту до 2023 года, а также списать часть тела долга и большую часть процентов по нему. Подробности и параметры этого предложения озвучены и хорошо известны, и ничего привлекательного для инвесторов тут нет. По оценке банка Morgan Stanley, кредиторы смогут вернуть всего по 33 цента с каждого вложенного доллара. Неудивительно, что три крупнейших кредитора уже отказались от этого предложения, по поводу чего правительство уже высказало свое разочарование.

Если учесть, что в феврале Аргентина отказалась платить долги МВФ до выхода из рецессии, а фонд, в свою очередь, отказался списывать долги страны, а также переносить уже прошедший срок выплаты процентов, можно себе представить всю остроту создавшегося положения. Аргентина в мае вошла в решающий период процесса реструктуризации долга, и только льготный период отделяет страну от момента, когда станет понятно, придется ли ей объявлять дефолт в третий раз за два десятилетия. Хотя, по словам министра экономики Мартина Гусмана, Аргентина уже «фактически находится в состоянии дефолта», не имея возможности привлекать средства на финансовых рынках.

По прогнозам МВФ, ВВП Аргентины сократится на 5,7% в этом году. И это еще достаточно мягкий прогноз для страны, находящейся в подобной ситуации. По нашим оценкам экономика вполне может сократиться и на 10%. Что же можно ожидать в ближайшее время? Конечно, экономические власти страны приложат все усилия, чтобы избежать суверенного дефолта. И здесь, как бы кощунственно это ни звучало, ситуация с коронавирусом сыграет на стороне Аргентины и может стать тем аргументом, который позволит убедить кредиторов и Международный валютный фонд если не сразу пойти на реструктуризацию, то, по крайней мере, отложить до осени принятие окончательного решения, пока пандемия не сойдет на нет.

Коронавирус может помочь убедить кредиторов отложить решение по Аргентине

Нынешняя ситуация ведет к серьезному изменению мира, о чем свидетельствует все более обозначающийся переход к приоритету национальных интересов, когда «каждый сам за себя», в ущерб сохранения или поддержания уровня общемировых ценностей, в том числе экономических. Причем вирус сработал в качестве лакмусовой бумажки и обнажил все нарывы в мировой экономике и международных отношениях, накопившиеся к сегодняшнему дню. Заканчивается эпоха относительно объективного срабатывания экономических законов и начинается период, возможно, надолго, эгоистичного поведения участников мирохозяйственных связей.

Инна Андронова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой Международных экономических отношений РУДН

С середины 20 века хронический дефицит бюджета стал постоянной характеристикой экономики Аргентины. Приход к власти Хуано Доминго Перона и его модель экономического развития заложили этому прочную основу. Неэффективное производство в совокупности с высокими государственными расходами на социальные нужды привели к тому, что страна была вынуждена печатать деньги и занимать на мировом финансовом рынке. В итоге инфляция и внешний долг постоянно росли.

В 2003–2015 гг. президентами были последователи Перона Нестор Киршнер и его супруга Кристина Фернандес де Киршнер. Тогда цены на электроэнергию в Аргентине были одними из самых низких в мире, а правительство потратило $1,3 млрд на трансляцию футбольных матчей. Не самые правильные траты, согласитесь.

В 2015 году к власти пришел Маурисио Макри. Он пошел по пути сокращения государственных расходов, но с дефицитом бюджета не справился. Более того: за время его правления курс песо снизился с 9,8 до 57,2 за доллар, а годовая инфляция достигла примерно 50%, внешний долг увеличился.

Нынешний президент — союзник бывшего президента Кристины Фернандес де Киршнер. Инвесторы стали бояться возвращения популистов, из-за чего и произошел обвал песо, курс которого к концу августа 2019 упал на 23%. Около 40% населения живут за чертой бедности.

В общем, экономикой в Аргентине не занимается никто. Уровень коррупции зашкаливает. Все, чем занимается правительство, — это политические разборки и заискивание перед избирателями. Поэтому страна вполне может объявить дефолт по внешним долгам, им не привыкать.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari