Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 4094
История

Ошибка президента. Как реформа конституции и "обнуление" не помогли перуанскому диктатору Фухимори

The Insider продолжает цикл публикаций о судьбе диктаторов к 20-летнему юбилею Путина у власти. Первый материал был посвящен бывшему главе Чили Аугусто Пиночету. Сегодня очередь президента Перу Альберто Фухимори, чье авторитарное правление бесславно закончилось в 2000-м году. Профессор университета ICESI (Колумбия) и эксперт Института Кеннана (США) Владимир Рувинский рассказывает, как Фухимори использовал изменения в Конституции для обнуления и объявлял себя победителем на выборах после массовых фальсификаций и все же был вынужден бежать из страны.

Латинская Америка, где сегодня в целом сильны традиции либеральной демократии (за исключением Венесуэлы, Никарагуа и до недавнего времени Боливии), пережила не одного диктатора. Часть из них пришла к власти путем военного переворота. Другая – путем победы на демократических выборах. Но в истории всех этих режимов есть общие черты, столь болезненно напоминающие черты правления Владимира Путина. Во-первых, практически все латиноамериканские лидеры, которым удалось удерживать власть длительное время, были «темными лошадками» (или, как минимум, малоизвестными для обычных граждан) до того, как оказаться на политическом Олимпе. Во-вторых, их приход в большую политику выпадал на кризисный период в жизни государств. Кризисы могли быть разными — как экономическими, так и политическими. Но общим было то, что подавляющая часть населения не видела в традиционных политиках людей, способных избавить их от чувства неуверенности и тревоги за завтрашний день. В-третьих, получив в свои руки власть, эти лидеры также получали от населения карт-бланш на проведение политики «жесткой руки», которую они объявляли неизбежной для того, чтобы исправить плачевное положение дел. И, как правило, всегда находились близкие к лидеру люди, которые не боялись браться за грязную работу – подкупать, устрашать, а иногда и ликвидировать политических оппонентов. В-четвертых, несмотря на то, что изначально многим авторитарным лидерам удавалось достичь заметных результатов в экономическом развитии своих стран, по прошествии времени темпы экономического роста замедлялись и нарастали проблемы, которые с каждым разом было все тяжелее решать. Но авторитарные лидеры не хотели признавать, что их политический ресурс выработан, и зачастую теряли чувство реальности. Они начинали совершать ошибки, которые, в конечном счете, приводили к краху режима.

Будущий президент Перу Альберто Фухимори родился в семье японских иммигрантов и в детстве говорил больше по-японски, нежели по-испански. Тем не менее он сумел сначала получить среднее образование в одной из самых престижных школ перуанской столицы Лимы, а потом продолжил обучение в университетах США и Франции. Вернувшись в Перу, Фухимори начал успешную административно-академическую карьеру, достигнув поста ректора Национального аграрного института и президента общенациональной Ассоциации ректоров. Еще он участвовал в шоу на одном из государственных телеканалов. Есть много свидетельств того, что именно тогда будущий президент начинает знакомиться с теми людьми, которые потом сыграют не последнюю роль в его политической судьбе. В первую очередь – с Владимиро Монтесиносом, бывшим военным, отсидевшим тюремный срок за государственную измену и сумевшим с помощью подлога получить диплом адвоката. Судя по всему, именно Монтесинос предложил «Китайцу», как называли Фухимори за его азиатскую внешность, попытать счастья в политике. Причем именно в тот момент, когда над ректором нависла опасность уголовного преследования за махинации с получением субсидий на строительство жилья.

Победа Фухимори на президентских выборах 1990 года стала громом среди ясного неба практически для всех наблюдателей. Тем более, что его противниками были отнюдь не последние люди в перуанском обществе: во втором туре он боролся с будущим лауреатом Нобелевской премии по литературе Марио Варгасом Льосой. Однако расчет Фухимори был абсолютно точен: он сыграл на катастрофическом падении в обществе доверия к существовавшему политическому истеблишменту. Именно на него Фухимори взвалил все неудачи и провалы в экономической политике – гиперинфляцию и отток капиталов – и пообещал: «При мне начнется рост!» Став президентом, новый глава Перу действительно предпринял меры по либерализации экономики (по сути, такие же предлагал и побежденный им Варгас Льоса) и провел новую приватизацию. Первоначально это и вправду принесло ожидаемые результаты, но в конечном итоге привело к резкому обнищанию многих перуанцев. Оппозиция, состоявшая из левых партий и контролировавшая парламент, начала противодействовать «Китайцу».

Фухимори сыграл на катастрофическом падении доверия к истеблишменту и пообещал: «При мне начнется рост!»

Но вместо того, чтобы начать переговоры с оппозицией и искать компромисс, в 1992 году, всего два года спустя после своего избрания на президентский пост, Фухимори окончательно узурпировал власть и распустил парламент. Многие лидеры оппозиции вынуждены были бежать за границу. Часть была арестована. В какой-то момент казалось, что удача может изменить президенту. Его политическая карьера висела на волоске, так как часть военных была готова взять власть в свои руки. Но Фухимори спас тот самый Владимиро Монтесинос, которого Фухимори сразу после избрания сделал главой государственной разведывательной службы Перу. Он вовремя предупредил президента об опасности. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, Фухимори организовал парламентские выборы таким образом, что большинство мест получила его «ручная» партия Cambio'90 — «Перемены'90». Через год Фухимори созвал Учредительное собрание для принятия новой конституции. Выборы в него оппозиция большей частью проигнорировала или не смогла принять участие из-за преследования ее лидеров. Ожидаемо получив одобрение депутатов Учредительного собрания, Фухимори следом организовал также и референдум, на котором большинство перуанцев одобрило новый основной закон страны «пакетом». В новой Конституции впервые было разрешено переизбрание действующего президента, правда, только один раз. Также ликвидировалась верхняя палата парламента и сокращено общее число депутатов. Исполнительная власть получила возможность принимать обязательные к исполнению подзаконные акты без необходимости выносить эти меры на голосование в законодательный орган страны.

Несмотря на сворачивание демократических свобод, Фухимори все еще пользовался значительной поддержкой населения. Многим перуанцам нравилась его политика «сильной руки», направленная на борьбу с крайне левыми повстанческими движениями, такими как «Сендеро Луминосо» («Сияющий путь»). К моменту прихода к власти Фухимори это партизанское движение маоистского типа, ставившее своей целью социалистическую революцию, стало постоянной головной болью правительства Перу. Партизаны контролировали значительную часть сельской местности страны, а также совершали частые нападения на объекты инфраструктуры. Практиковали также убийства политиков и своих идеологических оппонентов, причём не только правого, но и левого толка. При правительстве Фухимори противостояние значительно обострилось. Новый президент разрешил собирать отряды самообороны, которые фактически являлись полувоенными вооруженными формированиями, действовавшими в тесном контакте с военными и спецслужбами. Жертвами этих формирований зачастую становились не только партизаны, но и простые жители небольших городов и деревень, не имевшие ничего общего с «Сендеро Луминосо».

Новый президент разрешил собирать отряды самообороны — фактически полувоенные вооруженные формирования

Население в целом поддержало жесткую линию Фухимори. Она была обеспечена не только реальным спадом террористической активности «сендеристов» благодаря практически бесконтрольным действиям спецслужб и попранием прав человека: сыграл свою роль и тотальный контроль Фухимори за средствами массовой информации Перу, в первую очередь, телевидением. Правительство стало главным рекламодателем национальных телеканалов (точно также как главным рекламодателем российских телеканалов является группа «Видео Интернешнл» Юрия Ковальчука). Постоянная финансовая подпитка гарантировала их лояльность. (Примечательно, что вскоре после падения режима Фухимори, в 2004 году, один из высокопоставленных сотрудников его администрации и человек, близкий к Владимиро Монтесиносу, был приговорен судом к 15 годам тюрьмы. Его обвинили в незаконном использовании государственных средств на поддержку нескольких каналов перуанского телевидения, которые взамен обеспечивали позитивное освещение политики Фухимори).

Когда в 1995 году пришло время новых президентских выборов, популярность Фухимори достигла более 70%. Кроме борьбы с террористами и благоприятной экономической ситуации – в какой-то момент перуанская экономика даже росла быстрее всех в мире, в основном, из-за притока иностранных инвестиций – помогла и «маленькая победоносная война» с Эквадором в 1995 году. Она позволила установить контроль Перу за спорными территориями.

Еще большей популярности президенту добавила успешная операция по освобождению заложников, захваченных в конце 1996 года в посольстве Японии в Лиме. Во время операции, напоминавшей голливудский боевик, спецназ мгновенно обезвредил беспечно игравших в футбол террористов из группировки «Революционное движение имени Тупака Амару». Погиб всего один заложник. Фухимори получил небывалую паблисити, так как захват сотен заложников на территории дипмиссии длился несколько месяцев. Всё это время внимание СМИ всего мира было приковано к Перу.

Освобождение заложников в японском посольстве в Лиме

В то же время, несмотря на успехи в экономике и борьбу с террористами, над головой Фухимори постепенно начали сгущаться тучи. Но президент был настолько уверен в собственной популярности и незаменимости, что не заметил этого. Конституция Перу не позволяла главе государства избираться на третий срок. Тем не менее, подконтрольная Фухимори Центральная избирательная комиссия решила обнулить его сроки на основании того, что предыдущие выборы проходили до принятия новой редакции конституции. «Китаец» пошел на новый срок в 2000 году.

Сроки Фухимори решили обнулить, ведь предыдущие выборы проходили до принятия новой редакции конституции

Однако Фухимори не учел ряд важных обстоятельств. Одним из них было то, что произвол и бесконтрольность силовых ведомств зашли слишком далеко, и перуанцы все чаще открыто выражали недовольство этим. Они устраивали напротив президентского дворца ежедневные массовые демонстрации. Кроме того, общество устало от постоянного присутствия несменяемого лидера Перу на экранах телевизоров. Многочисленные интервью в «прайм-тайм», участие президента в самых зрелищных ток-шоу, нападки популярных ведущих на политических противников Фухимори с одновременным восхвалением президента, перестали работать на него. Да и коррупционные скандалы ближайшего окружения главы государства, включая Владимиро Монтесиноса, которого уличили в связях с наркодельцами и подкупе известных политиков, не оставили равнодушным, пожалуй, ни одного перуанца. Дополняли картину нараставшие экономические трудности, рост инфляции и безработицы. Фухимори объявил себя победителем на новых выборах, проходивших в апреле-мае 2000 года, с минимальным перевесом (51%). Есть серьезные подозрения, что в обоих турах его правительство прибегало к массовым фальсификациям.

Фухимори попытался провести косметические изменения в структурах власти. Например, предложил отдать пост премьер-министра одному из лидеров оппозиции. Но общество это уже не могло удовлетворить. Почва стала стремительно уходить из-под ног Фухимори. Последним ударом по нему стал показ небольшим частным кабельным каналом снятой скрытой камерой передачи Владимиро Монтесиносом взятки одному из членов парламента в обмен на поддержку новой инициативы Фухимори. Президент был вынужден отправить в отставку своего ближайшего соратника.

В ноябре 2000 года Фухимори уехал с официальным визитом в Бруней. А пока президент был за границей, парламент отправил его в отставку с формулировкой «за полную утрату доверия». Добровольную отставку президента, текст которой он отправил по факсу, новое политическое руководство не приняло. Фухимори отправился жить в Японию – в добровольную ссылку.

Когда президент уехал в Бруней, парламент отправил его в отставку с формулировкой «за полную утрату доверия»

Будучи главой государства, Фухимори регулярно предупреждал страну: «Я незаменим, уйду в отставку – вас ждет неминуемый хаос и обвал экономики». Но катастрофы не произошло: после его ухода среднегодовой рост перуанской экономики составил 6%, уменьшились инфляция и безработица. Новые власти увеличили гражданский контроль над силовыми ведомствами, а часть силовиков понесла наказание за преступления, совершенные во времена Фухимори.

Экс-президент окончательно потерял связь с реальностью и решил вернуться в страну в 2005 году. Он надеялся восстановить свое политическое влияние и принять участие в новых президентских выборах, назначенных на 2006 год. Однако его ждало жестокое разочарование. Будучи уверенным в том, что его популярность остается высокой и ему ничего не грозит, Фухимори отправился в Чили. Там его сразу арестовали по запросу перуанских властей. Вскоре экс-президента экстрадировали в Лиму. Он предстал перед судом. Несколько процессов вскрыли вопиющие факты злоупотребления властью, организации убийств и похищений людей, многочисленные нарушения прав человека и коррупцию в структурах власти. В 2009 году Фухимори приговорили к нескольким тюремным срокам.

Сегодня экс-президент тяжело болен. Он неоднократно подавал просьбы о помиловании. В 2017 году тогдашний глава государства Педро Пабло Кучински помиловал его. Но в 2018 году Конституционный суд Перу отменил это решение и вернул Фухимори в камеру. Вполне вероятно, что свои последние дни некогда всесильный перуанский лидер проведет за решеткой. Сам Кучински в 2018 году подал в отставку из-за обвинений в коррупции. Сегодня и он ожидает суда в предварительном заключении.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari