Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD83.00
  • EUR96.83
  • OIL65.51
Поддержите нас English
  • 6235
Экономика

Назад в 90-е. Россиянам приходится выбирать между заоблачно дорогими иномарками и собранным в России металлоломом

Уход крупных иностранных компаний, повышение сбора за утилизацию и ставок по кредитам сделали автомобили в России гораздо менее доступными. Сейчас цена бюджетной Kia сопоставима с первым ипотечным взносом в крупном городе. Параллельный импорт и серые схемы поставок только кажутся решением проблемы. Покупатели вынуждены соглашаться на многократно завышенные счета от официальных салонов или выбирать дешевые, но некачественные автомобили российской или китайской сборки. На этом фоне появляются все новые мошеннические схемы, эксплуатирующие желание россиян сэкономить.

Содержание
  • «Китайскую не рассматриваю»

  • Рост цен по The Insider

  • Мухлюют все

  • Экономия для смелых

  • Честные. Российские. Твои?

На многих заводах, покинутых международными концернами весной 2022 года, уже развернулась сборка российских автомобилей. Так, на бывшем заводе Hyundai Motor Group в Санкт-Петербурге (продан за 10 тысяч рублей компании «Арт-Финанс», связанной с производителем AGR Automotive Group) выпускают Solaris из машинокомплектов, оставшихся от Kia и Hyundai. Позже планируют начать собирать китайские Chery.

Завод в Санкт-Петербурге вместо Toyota должен был производить автомобили Aurus (президентский лимузин Senat, внедорожник Komendant и микроавтобус Arsenal), но запуск отложен на неопределенный срок.

Завод Nissan в итоге достался «АвтоВАЗу» и выпускает российские автомобили под брендом Xcite — например, кроссовер Xcite X-Cross 7. Правда, основой для него опять стал китайский Chery Tiggo 7 Pro.

Схожим образом с рынка частично или полностью ушли Renault, Stellantis (Citroen, Peugeot, Opel, Fiat, Dodge, Jeep, Ram, Alfa Romeo, Mazerati и т.д.), Honda, Mazda, Suzuki, Volkswagen Group (VW, Skoda, Audi), Mercedes-Benz, BMW, Jaguar Land Rover, Volvo, Porsche, Rolls-Royce и так далее.

Часто эти компании продавали российский бизнес за 1 евро или 1 рубль с возможностью вернуться. Но, например, Volkswagen отдал свою российскую компанию все тому же «Арт-Финансу» за 125 млн евро без опциона на обратный выкуп (как и Volvo). А в Porsche, хотя и приостановили поставки, до сих пор жалуются, что не смогли продать три дочерние компании.

Минпромторг еще в самом начале войны выпустил перечень товаров, которые можно ввозить без согласия правообладателей (когда любая компания может купить автомобиль напрямую с завода, а потом просто поставить его в Россию). Таким способом до сих пор можно ввозить почти все автомобили и запчасти указанных выше брендов. «Почти», потому что еще в августе 2022 года из этого списка исключили Renault, так как «АвтоВАЗ» обязался сам обслуживать по гарантии уже купленные машины французской марки и обеспечивать их владельцев запчастями.

Позже стало понятно, что российские бизнесмены в самых разных сферах просто боятся конкуренции даже с сильно подорожавшим импортом и поэтому будут всячески препятствовать попаданию западной продукции на отечественные полки. Но зависимость россиян от иномарок оказалась достаточно сильной — отсюда и крайне высокие цены в продающих их дилерских центрах.

«Китайскую не рассматриваю»

Куда дешевле приобретать авто не в салоне, а у дилеров и частных лиц, которые перегоняют автомобили из-за рубежа якобы для личных нужд. Этот механизм позволяет существенно сэкономить на утилизационном сборе, так как «для себя» можно ввозить машины по льготной ставке в 3400 рублей за любой новый автомобиль или 5200 рублей за транспорт в возрасте до трех лет.

Это в сотни раз меньше, чем для дилеров, которые закупают их для коммерческих целей по ставке в 667,4 тысячи рублей (за массовые авто с объемом двигателя от 1 до 2 л) при возрасте машин до трех лет и по ставке в 1,2 млн рублей, если транспорт старше.

Зависимость россиян от иномарок оказалась достаточно сильной — отсюда и крайне высокие цены

Впрочем, сейчас продавцы могут напрямую предложить покупателю самому оплатить и утилизационный сбор, и растаможивание, тем самым сделав все по закону. Правда, на этом поле появились и мошенники. В итоге глава Минпромторга Антон Алиханов предложил правительству ввести полноценный утилизационный сбор для физлиц, покупающих иномарки с мощностью от 160 лошадиных сил (то есть кроссоверы и машины представительского класса), а полученные от этого лишние 40–60 млрд рублей направить на дофинансирование льготных программ поддержки спроса на автопром. То есть на скидки для воюющих в Украине, а также инвалидов и других льготников при покупке в кредит машин российских марок или некоторых китайских, собранных в России.

Если оба эти способа не годятся, есть еще вариант купить китайский автомобиль в обычном салоне. Но сегодня автолюбители в России не спешат массово это делать. «Я не хочу платить несколько миллионов рублей за „китайца“ после того, как всю жизнь езжу на Audi, Volvo и Mitsubishi», — объясняет один из состоятельных москвичей. Поэтому от последнего своего авто — кроссовера Mitsubishi Outlander 2016 года выпуска с пробегом в 200 тысяч км — отказываться не торопится. «При хорошем раскладе мне ее еще лет на десять хватит. А дальше думаю отдать ее, как достаточно безопасную, своей дочери. Если, конечно, хватит денег купить аналогичную машину. Но китайскую точно не рассматриваю», — категоричен собеседник The Insider.

Приобретение подержанных авто внутри страны — четвертый и тоже весьма популярный путь. Впрочем, и в этом случае приходится идти на компромисс — покупать средние б/у авто по цене доли в квартире в крупном городе. Так, житель Московской области, поговоривший с The Insider, на днях приобрел Kia Optima GT Line 2018 года выпуска с объемом двигателя 2,4 л и пробегом в 100 тысяч км за 2,2 млн рублей. Он считает, что ему еще повезло, так как на рынке такие авто часто выставляют в среднем за 2,6 млн рублей. В том числе, отмечает он, сейчас можно купить подержанные машины в салонах, но они обычно дороже, чем с рук.

Рост цен по The Insider

Только за первый квартал 2022 года из-за падения курса рубля и на заявлениях западных производителей об уходе с российского рынка произошло рекордное подорожание автомобилей. За первый месяц войны даже подержанные машины стали на 30–50% дороже.

За весь 2022 год стоимость новых автомобилей (включая российские), по данным Росстата, поднялась на 24%, а иномарок — на 40%. При этом журналисты отмечали, что на деле подорожание могло быть еще сильнее. И с годами ситуация менялась только в худшую сторону.

Подсчеты The Insider подтверждают, что, несмотря на заметное снижение цен за последний год, рост по сравнению с довоенным уровнем составляет полтора-два раза. При этом часть марок подорожала критически, а другая — не столь драматично. Мы сравнили цены новых популярных автомобилей Toyota, зафиксированные Autonews в октябре 2021 года, и цены на эти же автомобили в 2025 году. Расчеты нельзя назвать абсолютно точными, так как цены в салонах могут быть выше изначально заявленных, но примерную картину они дают.

Toyota Corolla предлагалась за 1,6 млн рублей в салонах в конце 2021-го и с тех пор почти не подорожала: если смотреть по самой низкой цене на рынке, это от 1,65 млн рублей. Но предложение в следующем автосалоне начинается уже от 1,85 млн рублей (рост на 16,1%).

Toyota C-HR — от 2 152 000 рублей тогда и 2 940 000 сейчас. Разница — 36,6% (в 2024 году цены, по данным Autonews, начинались от 5 700 000).

Toyota Rav 4 — от 2 152 000 рублей тогда и от 3 390 000 сейчас. Разница — 57,5% (в 2024 году цена составляла от 4 700 000 рублей).

Toyota Camry — от 2 015 000 рублей тогда и от 3 290 000 рублей сейчас. Разница — 63,3% (в 2024 году — от 4 500 000 рублей).

Toyota Land Cruiser 300 — от 5 776 000 рублей тогда и от 12 600 000 сейчас. Разница — 118,1% (год назад минимальная цена была примерно такой же — 12 700 000).

Снижение с максимумов 2024 года может быть связано с тем, что у дилеров накопились большие запасы нераспроданных авто и они пытаются от них избавиться, — об этом говорят они сами. Еще одна причина — курс рубля, который в этом году укрепился на 40% и практически вернулся на довоенные позиции. Закупленные при крепком рубле авто можно продавать дешевле.

Интересно, что, по наблюдениям The Insider, принцип «купи в регионе дешевле» работает далеко не всегда: на ряд китайских иномарок цены в салонах Москвы и Владимирской области не отличаются.

Что заметно изменилось, кроме цен, так это рост случаев мошенничества.

Мухлюют все

Злоумышленники регистрируют на подставных лиц фиктивные компании или покупают фирмы с хорошей налоговой историей, которые оказывали услуги по ввозу транспорта в Россию, сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС). Затем они предлагают цены значительно ниже рыночных, заключают с потенциальным покупателем фиктивный договор на подбор авто вместе с таможенным оформлением и ввозом в страну. Автомобиль подбирают на известных интернет-площадках. Затем вежливо, но настойчиво просят клиента внести оплату на счета третьих лиц за все услуги и за саму машину, таможенную пошлину и утильсбор. «После получения денег прекращают контакты, оставляя граждан без машины и средств», — предупреждает таможня.

Клиента вежливо, но настойчиво просят заплатить за машину и все услуги, а после получения денег прекращают все контакты

Ведомство предупреждает и о других способах выманивания денег, правда вполне законных. Некоторые автосалоны заключают договор, в котором обещают купить и доставить машину. Но факт, что потенциальный владелец должен уплатить утилизационный сбор, в договоре прописан мелким шрифтом, а это лишние 600 тысяч рублей или больше.

Экономия для смелых

The Insider поговорил с Александром, жителем подмосковных Люберец, который собирается купить новую Toyota из Японии всего за 1,8 млн рублей. В эту цену входят стоимость машины, доставка, растаможивание и утильсбор. Александр долго сравнивал цены в автосалонах и не захотел ни «Ладу Весту на максималке за 2,5 млн рублей», ни китайские машины «в районе 3 млн». А вот автоблогер с 500 подписчиками в соцсети «ВКонтакте» и собственным небольшим салоном его заинтересовал. Тот предложил машину, которую «может купить каждый», — произведенная для ОАЭ Toyota Belta в максимальной комплектации. Это небольшой седан с двигателем в 1,5 л и 105 лошадиными силами, автоматической коробкой передач, бесключевым доступом, кожаным салоном, камерой заднего вида, мультирулем, климат-контролем и встроенным проигрывателем для гаджетов на андроиде. При этом растаможивание (242 тысячи рублей) и утильсбор (5,2 тысячи рублей) Александр оплатил сам. Он также внес предоплату в 950 тысяч рублей.

«Боялся, конечно. Но проверил салон по отзывам на независимых сайтах», — говорит он. Продавец высылает Александру фото- и видеоотчеты. «Там в начале одного из роликов — ее вин-номер, который прописан в договоре с салоном. Сейчас машина уже в России. Шла из Эмиратов морем до Ирана, затем по суше до Каспия, потом в Астрахань, а оттуда уже поедет в Москву», — делится он.

Среди минусов машины из ОАЭ — отсутствие «зимнего пакета» (обогрева сидений и зеркал), за который надо будет платить отдельно, а также ограничение от государства — невозможность продать машину в первый год после такой покупки. «Но в отличие от ноунеймов, Toyota есть Toyota. При необходимости можно продать и потом», — заключает собеседник The Insider. Впрочем, несмотря на доставку в Россию с опережением графика, Александр свой автомобиль пока еще не получил, и эта история не закончилась.

На риск идут не все. Автовладелица из Санкт-Петербурга Анна рассказала The Insider, что в ее семье долго думали и изучали опыт «бывалых». Выяснилось, что, во-первых, в большинстве контор ты платишь всю сумму или бóльшую часть сразу. И очень мало поставщиков дают страховку от, например, царапин или падения машины во время перевозки — никто в итоге ничего не компенсирует. Также она знает как минимум одну историю, когда человек полтора года прождал машину, потому что потерялись документы на таможне. «Да и за зимний пакет тоже не хотели платить», — объясняет собеседница, решившая в итоге купить подержанную иномарку.

Честные. Российские. Твои?

Продажи салонов в первом полугодии 2025 года были слабее, чем ожидалось, пишет агентство «Автостат» по итогам опроса крупных дилеров. Одна из причин — высокая ключевая ставка, которая делает кредиты недоступными или как минимум невыгодными по сравнению с возможностью заработать на банковских вкладах. Другая причина не бежать в салон за «китайцем» или переоцененным «японцем» — слухи о том, что вот-вот в Россию вернутся «корейцы» Hyundai и Kia, а также Honda, Volkswagen и другие марки. В немецком концерне ушли от прямого ответа на вопрос о возвращении. «Мы не хотим участвовать в каких-либо спекуляциях», — заявили там.

Ряд компаний подчеркивают: они вернутся в Россию не раньше, чем кончится война с Украиной

Ряд иностранцев перерегистрировали свои товарные знаки, но подчеркивают: они вернутся не раньше, чем кончится война с Украиной. Перемирия пока не видно, поэтому дилеры не прогнозируют до 2026 года сильных изменений в ценах и продажах.

Участник рынка, который продает автомобили немецких, японских, корейских и китайских марок (в том числе подержанных), сказал The Insider, что часть иномарок может покинуть авторынок навсегда, если в России введут дополнительные утилизационные сборы и урежут льготы для физлиц. «Причем это касается не только формально ушедших брендов, но и китайских авто», — уточнил собеседник. Соответственно, оставшиеся иностранцы сильно подорожают. А выиграет, насколько сможет, «АвтоВаз», машины которого смогут победить конкурентов разве что при очень большой разнице в цене. Впрочем, есть и те, кто верит в Китай больше, чем в «АвтоВаз»: благодаря соотношению цена — качество китайские иномарки захватят российский рынок (и не только его), полагают они.

То, что Китай быстро наращивает долю на российском рынке, подтверждают данные агентства «Автостат». В 2024 году на него пришлось больше половины продаж легковых автомобилей. В январе–июне 2025 года доля составляла 55%, а по итогам восьми месяцев может достичь 60–65%.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari