Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD79.13
  • EUR90.66
  • OIL66.36
Поддержите нас English
  • 3256
Экономика

Кому вершки, кому корешки. На фоне рекордных прибылей банков в других отраслях начались банкротства и рекордные задержки зарплат

Выгоды и убытки среди российских предприятий распределяются крайне неравномерно, показало начало 2025 года. Мало того что общий «пирог» прибылей стал меньше, так и разделили его иначе — в выигрыше остались банки и некоторые отрасли, получающие военные заказы, но многие другие сектора проиграли. Значительно упала торговля (россияне стали меньше тратить), банкротство грозит многим строительным компаниям, их сотрудники пишут петиции Путину, а угледобыча в таком глубоком упадке, что не стоит удивляться, если оставшиеся без зарплат шахтеры снова застучат касками у Белого дома, как в 90-е. В некоторых областях (например, в Тверской) резко выросла задолженность по зарплате. На четвертый год войны даже близость компаний к государству уже не гарантирует финансовой устойчивости.

Содержание
  • Банки идут на рекорды

  • Торговля без выгод: люди покупают меньше

  • Шахты на грани закрытия

  • Задержки зарплат

  • Строители затягивают пояса

  • Битва за ресурсы

«Мир хижинам, война дворцам», провозглашали когда-то красные радикалы. «Мир банкам, война магазинам» — так мог бы звучать девиз путинской экономической команды в 2025 году. Возможно, это и не было намеренной стратегией, однако динамика прибылей однозначно указывает на такой результат. До полномасштабной войны торговые предприятия зарабатывали втрое больше, чем сейчас (7 трлн рублей в 2021 году против 2,8 трлн в 2024). Похожая ситуация наблюдается и в некоторых других сферах, причем хуже всего обстоит с угледобычей, которая в 2021 году получила прибыль в 752 млрд рублей, а в 2024 году — убыток в 113 млрд.

Тем временем совокупная прибыль коммерческих банков за те же годы увеличилась в полтора раза (с 2,3 трлн до 3,4 трлн рублей). Быстрый рост наблюдается в строительстве и операциях с недвижимостью, но это, похоже, было лебединой песней до отмены льготной ипотеки — сейчас в этом секторе огромные проблемы (подробнее об этом ниже).

Так происходит передел долей уменьшающегося пирога. По данным Росстата, совокупные финансовые результаты российских предприятий в 2024 году оказались хуже прошлогодних. Сальдо прибылей и убытков без учета банков и малых предприятий составило 30,4 трлн рублей — это лишь 93% от прошлогоднего уровня.

По сравнению с прошлым годом снижение прибылей пережили нефтепереработка, химическая, металлургическая, пищевая, кожевенная и мебельная промышленность, транспорт и складское хозяйство. А выросли прибыли в добыче металлических руд (привет военной промышленности) и, например, в «производстве компьютеров, электронных и оптических изделий» (видимо, за счет производства дронов).

Банки идут на рекорды

Коммерческие банки по итогам 2024 года второй раз подряд обновили исторические рекорды по чистой прибыли. Сумма кредитов, выданных компаниям, сильно выросла, но в основном за счет уже начатых инвестпроектов и строительства жилья. Ипотечные кредиты, наоборот, росли как никогда медленно (их выдали на 5 трлн рублей, из которых 3,7 трлн с господдержкой). Господдержка ипотеки резко сократилась, но по-прежнему играет решающую роль на этом рынке, без нее банки были бы чистыми получателями средств в отношениях с должниками. Любопытно, что в марте 2025 года по сравнению с мартом 2024 года объем рыночной ипотеки составляет лишь 29% (33 млрд рублей), а объем субсидируемой — 67% (224 млрд рублей). Иными словами, государство по-прежнему существенно раздувает ипотеку, а банки этим пользуются.

Государство по-прежнему существенно раздувает ипотеку, а банки этим пользуются

Успехи банков отражаются и в финансовых результатах первого квартала. У Сбербанка выросли не только чистые процентные доходы (на 15%), но и чистая прибыль (на 11%). ВТБ увеличил чистую прибыль еще больше – на 15,4%.

Торговля без выгод: люди покупают меньше

В сегменте торговли чистая прибыль снизилась на 4 трлн рублей по сравнении 2021 годом. Росстат выделяет три категории: торговля автомототранспортом и его ремонт (прибыль снизилась вдвое за три года), остальная оптовая торговля (снижение втрое) и «остальная розничная торговля», где за три года номинально прибыль номинально выросла на 17%, но с учетом инфляции это тоже снижение. В этом году спад в розничной торговле ожидается и в номинальном выражении: например, у крупнейшей розничной сети X5 чистая прибыль упала в первом квартале на 24%.

У крупнейшей розничной сети X5 чистая прибыль в первом квартале упала на 24%

Потребители переходят к сберегательной модели, стараясь меньше тратить. Это особенно опасно для непродовольственных розничных сетей, среди которых многие пережили падение квартальных продаж на 30–35% по сравнению с прошлым годом. По оценкам представителей отрасли, число посетителей в торговых центрах за год снизилось на 4%, а число покупок одежды и обуви — на 12%. В региональном разрезе печально выделяется Санкт-Петербург: здесь торговля закончила 2024 год с убытками на 538 млрд рублей.

Шахты на грани закрытия

В первый год войны российская угольная промышленность получила рекордную прибыль — 821 млрд рублей. Это было время бума мировых цен на уголь, они достигали $400 за тонну при долгосрочном среднем уровне в $100. Однако в августе 2022 года ЕС и Великобритания ввели эмбарго на российский уголь, а в 2023–2024 годах котировки вернулись к норме, что имело серьезные последствия. За 2023 год сальдо прибылей и убытков российских угольщиков упало более чем вдвое — до 375 млрд рублей, а в 2024 году отрасль в целом стала убыточной. В последний раз подобное наблюдалось в 2020 году, но тогда убытки были примерно в три раза меньше. Сейчас убыточны более половины российских угледобывающих организаций (53% по итогам 2024 года и уже 58% по итогам января–февраля 2025 года).

Более половины российских угледобывающих организаций убыточны

Проблемы российских угольщиков связаны не только с движением рыночных цен и западными санкциями. Вывоз угля из страны облагается экспортной пошлиной, размер которой правительство постоянно меняет вслед за движением мировых цен и валютного курса. При экспорте в восточном направлении примерно половина выручки угольных компаний уходит на оплату железнодорожной перевозки, а тарифы РЖД определяет государство.

В регулируемой экономике, где масса субъектов получает поддержку правительства, единственный способ не быть донором — выпросить для себя еще больше поддержки, и именно этим постоянно, но с переменным успехом занимается угольное лобби. Кроме того, с конца 2023 года Китай восстановил импортные пошлины на российский уголь, хотя для австралийского и индонезийского угля их нет.

Китай облагает российский уголь пошлинами, в отличие от австралийского и индонезийского угля

Убытки — первый и решающий шаг к банкротству компаний, закрытию шахт и увольнениям. В Новосибирской области уже идет процесс банкротства шахты «Инская». Приостановили работу некоторые шахты компаний «СДС-Уголь», «Мечел», «Северный Кузбасс», «Южно-Анжерская». У лидеров рынка, таких как «СУЭК» и «Кузбассразрезуголь», ситуация получше. Но кризис по-своему коснулся и их. В апреле рейтинговое агентство «Эксперт РА» отозвало рейтинг кредитоспособности у «СУЭК», как было пояснено, «в связи с отсутствием достаточной информации для применения действующей методологии». Снижение и отзывы кредитных рейтингов — характерный признак ухудшения дел, а в случае «СУЭК» он действительно сопровождается задержкой в публикации официальной отчетности.

Задержки зарплат

Ситуация в строительстве интересна тем, что общий рост прибылей сочетается с крайне разнообразными результатами конкретных предприятий. Некоторые из них стали рассадниками задолженности по зарплатам, которая заметно выросла. На конец марта она превысила 1,4 млрд рублей — втрое больше, чем годом ранее. За март неплатежи увеличились почти на 20%, сообщает Росстат. Полтора миллиарда — небольшая по российским меркам сумма: заработанное недополучили всего лишь 7900 человек. Однако рост стремительный, и если он продолжится, то быстро может возникнуть заметная проблема.

До сентября 2024 года объем просроченной задолженности по заработной плате стабильно колебался около отметки 500 млн рублей. Затем, после сворачивания программ льготной ипотеки и повышения ключевой ставки, он начал быстро расти. В январе 2025 года долги по зарплате внезапно и резко снизились, но это было ненадолго, прежний угрожающий тренд на их рост уже вернулся.

Предприятия не выплачивают зарплаты из-за отсутствия собственных средств. Среди неплательщиков больше всего строительных предприятий — 40%. И это не удивляет: именно строительный комплекс особенно явно пострадал от ликвидации ипотечных льгот и удорожания кредитов. А вот география неплатежей по зарплате содержит сюрприз: 81% долгов приходится на Центральный федеральный округ. И среди областей этого округа особенно выделяется Тверская: в ней задолженность по зарплате превысила 750 млн рублей, это 53% от суммы по всей стране! Причем с 1 января по 1 апреля 2025 года долг тверских работодателей перед работниками вырос в три раза.

Бóльшая часть долгов приходится на центр России, хуже всего ситуация в Тверской области

В Москве динамика еще хуже: на начало года невыплаченные зарплаты составляли 59 млн рублей, а через три месяца — уже 370 млн рублей, то есть в шесть раз больше. Если эти темпы сохранятся, то через пару месяцев главным центром проблемы будет уже не Тверь, а Москва. Но пока именно Тверская область и именно ее строительный комплекс выглядят хуже всего. А одно крупное предприятие этого комплекса привлекало внимание в связи с задержками зарплаты уже несколько раз. Это ООО «Дорожная строительная компания» (ДСК), зарегистрированное в поселке Кесова гора и строящее в Твери Западный мост — часть национального проекта «Безопасные качественные дороги». Стройка началась в конце 2021 года, первоначально ее планировали завершить в 2024 году, потратив 11 млрд рублей. Сейчас бюджет вырос до 20 млрд, а срок сдачи отодвинулся на 2026 год.

При этом за последние месяцы ДСК так сильно задерживала зарплату, в том числе строителям Западного моста, что уже как минимум дважды возникали публичные скандалы и каждый месяц появляется по 30–40 исполнительных производств. В мае–июле 2024 компания накопила перед своими сотрудниками долг на 322 млн рублей, тогда без оплаты труда остались 4 тысячи человек, конфликт был решен только после вмешательства властей.

Однако, по сообщениям тверских СМИ, которые ссылаются на социальные сети работников, уже с августа 2024 года неплатежи возобновились: строители периодически получали лишь по 5000 рублей, и в результате половина из них уволилась. Сообщения об этом появились в декабре, когда тверской Следственный комитет организовал проверку в связи с происшествием. Впоследствии официальной информации по этому сюжету не появлялось.

На начало мая 2025 года против ДСК ведется 70 исполнительных производств в связи с долгами по оплате труда. Все они начаты этой весной, и общий долг по ним — около 18 млн рублей, примерно одна тысячная от бюджета на Западный мост, который осваивает ДСК. Еще более серьезны претензии к ДСК от Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области: заказчик подал против подрядчика иски на сумму около 500 млн рублей.

Строители затягивают пояса

Положение ДСК, видимо, оказалось настолько угрожающим, что руководство компании от имени коллектива разместило петицию к Путину и Матвиенко. «Мы, сотрудники ООО „ДСК“ Кесова Гора Тверской области, обращаемся к вам с отчаянной просьбой о помощи», — признаются 1085 подписантов. Затем они перечисляют разные объекты, в стройке и реконструкции которых компания участвовала за несколько десятилетий, упоминая в том числе и Крымский мост. Не обходится без декларации, что «организация принимала участие в помощи в новых регионах России», «много сотрудников исполняют свой гражданский долг в зоне СВО». Суть же петиции такова:

«Просим вас рассмотреть возможность оказания юридической и материальной помощи ООО „ДСК“: предоставление льготных кредитов, участие в государственных программах поддержки предприятий или другие формы помощи, которые позволят нам преодолеть текущие трудности и продолжить работу на благо России».

Огорчены своим положением не только тверская ДСК, но и российские дорожно-строительные компании вообще. Еще в декабре 2024 года Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) выпустила тревожный аналитический отчет, а в конце апреля провела отраслевой форум, где вновь зашла речь о тех же проблемах. По оценке НАИК, с 2024 года объемы дорожно-строительных работ значительно снижаются, а с 2025 года, когда завершаются стройки трасс М-4 и М-12, эта тенденция обострится. Совокупную выручку дорожно-строительных компаний за 2024 год НАИК оценила в 57% от уровня 2022 года.

Между тем за предыдущие удачные годы инфраструктурные подрядчики накупили техники, наняли персонал и набрали займов, в том числе с плавающей ставкой. Поэтому теперь им грозят банкротства и сокращения. Свои жалобы дорожно-строительные компании обращают к государству, которое, как они считают, слишком мало платит за работы. Стройматериалы дорожают слишком быстро по сравнению с темпами прогнозной инфляции, которая заложена в сметы. Рентабельность проектов составляет от 2,6 до 3,3%. И в аналитическом отчете, и на форуме отмечалось, что в отрасли повышается риск банкротств.

Объемы дорожно-строительных работ значительно упали, и компаниям, накупившим много техники, грозит банкротство

Скептически настроенный наблюдатель мог бы сказать, что в российском дорожном строительстве существенно и злонамеренно раздуты расходы подрядчиков, низкий уровень официальной рентабельности маскирует скрытые сверхприбыли, а банкротства, если они последуют, будут в основном иметь преднамеренный и недобросовестный характер. Но окологосударственные инфраструктурные подрядчики ссылаются на факты, которые правительство предпочитает отрицать или замалчивать, а оппозиционные экономисты, наоборот, подчеркивают.

Во-первых, в 2024–2025 годах государство сдвинулось к тому, чтобы экономить на всем, кроме войны, включая и дорожное строительство, на которое раньше деньги лились рекой. Во-вторых, фактический рост цен выше официально публикуемых темпов инфляции. Ресурсов в экономике все меньше, и борьба за их остатки становится все более драматичной.

Нелегкое положение и в жилищном строительстве. Группа компаний «ПИК» ввела в 2023 году 2,7 млн кв. м жилья, а в 2024 году — только 1,7 млн. Чистая прибыль за год снизилась на 46% из-за возросших финансовых расходов, то есть процентных платежей. Их крупнейший конкурент, группа компаний «Самолет», в 2023 году ввела 1,5 млн кв. м, а в 2024 — 1,3 млн, при этом чистая прибыль сократилась в три раза. У петербургского застройщика «Эталон», входящего в первую двадцатку, убытки за год увеличились в два раза. При этом выручка строителей продолжала расти: причина финансовых потерь в том, что затраты увеличивались еще быстрее, и прежде всего — затраты на уплату процентов по кредитам.

Ряд крупных строительных компаний увеличили прибыль — например, «ЛСР» и «А101». Но это им удалось за счет своевременного решения сократить инвестиционную активность и начинать поменьше новых строек. У «ЛСР» на 1 мая 2025 года строится 1,76 млн кв. м, а годом ранее было 2,07 млн. У «А101» за тот же срок объем текущего строительства снизился с 1,44 млн до 1,24 млн кв. м.

В Москве за первые три месяца 2025 года запущено только 8 девелоперских проектов, тогда как за такой же период 2024 их было 14, а за первый квартал 2023 — 13. Интересно, что семь из восьми этих новостроек относятся к бизнес-классу или более высокому, а проектов класса «стандарт» или «эконом» нет вообще. В целом по стране объем выставленного на продажу жилья оказался почти на четверть меньше, чем в первом квартале прошлого года.

Битва за ресурсы

Прибыль по данным Росстата — не такая точная информация, как международные стандарты финансовой отчетности. Разрыв между агрегированными данными и результатами крупнейших корпораций за первый квартал настораживает. При взгляде на конкретные компании мы видели падение прибылей или даже их превращение в убытки не только у нефтяников, но и в черной металлургии, и в розничной торговле, и в строительстве, и даже в секторе информационных технологий.

И все-таки цифры Росстата отражают определенную реальность. Выгоды и потери от нынешней политики российских властей распределяются по секторам экономики крайне неравномерно. В наибольшем выигрыше на сегодня оказывается банковский сектор. Из отраслей хуже всего приходится сельскому хозяйству и добывающей промышленности. Владельцы крупных коммерческих предприятий, по-видимому, в более благополучном положении, чем малый бизнес и наемные работники. Во всяком случае, среди последних не очень многие могут похвастаться, что их зарплаты выросли на 23% за год.

Эта картина отражает текущие результаты жесткой схватки за тающие экономические ресурсы России. Неудивительно, что в этой реальности приближенные к государству предприятия получают рекордные прибыли, а обычные работники все чаще не получают в срок свои зарплаты. Однако сегодня крики отчаяния раздаются даже из тех мест, где «чужие не ходят», — например, из тех кругов, где осваивают бюджеты на дорожное строительство. На четвертый год войны в путинской системе ничего не гарантировано даже обитателям высших этажей коррупционной вертикали.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari