Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD81.01
  • EUR93.93
  • OIL64.92
Поддержите нас English
  • 63
Антифейк

Киселев рассказал: в  США чиновники, опасаясь нападений, переезжают на военные базы. Это непроверенная информация из анонимных источников

Дмитрий Киселев в сюжете «Вестей недели», посвященном обстановке в США на фоне избрания мэром Нью-Йорка Зорана Мамдани, рассказывает:

«Сегодня в Штатах угроза насилия разлита в воздухе. Даже члены правящей команды Трампа вынуждены покидать родные дома и квартиры, чтобы переселиться со своими семьями за многослойные заборы военных баз под охрану армии. Так, за несколько дней до убийства Чарли Кирка противники миграционной политики Трампа буквально изгнали семью советника президента США по внутренней безопасности Стивена Миллера, что проживал на севере Арлингтона, штат Вирджиния. Они просто расклеили в его районе плакаты с указанием адреса и объявили Стивена Миллера в розыск как нациста, совершившего „преступления против человечности”. Миллеру ничего не оставалось, как пополнить ряды коллег, поселившихся в служебных квартирах военных гарнизонов.
Ничего себе обстановочка? Так, министр внутренней безопасности Кристи Ноэм после травли в прессе с указанием ее адреса переехала из вашингтонской квартиры в дом коменданта береговой охраны на базе Анакостия-Боллинг. Госсекретарь Марко Рубио и министр войны Пит Хегсет теперь прячутся в Форт-Макнейре — армейском анклаве вдоль реки Анакостия. Министр армии США Дэниэл Дрисколл чувствует себя в безопасности лишь на военной базе Мейер-Хендерсон-Холл, что рядом с Арлингтонским кладбищем.
Список релокантов неполон. Примеры — просто чтобы обрисовать явление».

Арлингтонское местное издание ARLnow сообщает: Стивен Миллер действительно выставил свой дом на продажу и переехал на военную базу после написанного кем-то лозунга, выражающего протест против его политики. Вот только угроза ему выглядела совсем не так драматично, как ее описывает Киселев. На самом деле на парковой дорожке около его дома кто-то написал мелом: «Стивен Миллер разрушает демократию!».

ARLnow

Остается лишь добавить, что «после этого» не означает «вследствие этого».

Сообщениями прессы о массовых переездах чиновников на военные базы заинтересовалось специализирующееся на проверке фактов сетевое издание Snopes. Им удалось подтвердить, что министр внутренней безопасности Кристи Ноэм действительно переехала.

Произошло это после того как британский таблоид Daily Mail опубликовал статью о личной жизни Ноэм, где говорилось, что у нее роман с бывшим руководителем избирательного штаба Трампа в 2016 году и бывшим советником кампании Трампа в 2024 году Кори Левандовским, исполнявшим обязанности руководителя ее аппарата в качестве неоплачиваемого специального госслужащего. Надо отметить, что это не просто типичная публикация желтой прессы о личной жизни знаменитости; интимные отношения министра с руководителем ее аппарата, пусть даже неоплачиваемым, — возможное нарушение служебной этики. Так или иначе, таблоид назвал район Вашингтона, где жила Ноэм, и фотографии выходящего из подъезда ее дома Левандовского. На них видна лишь ничем не примечательная стена, но Ноэм на всякий случай решила, переехать, посчитав, что ее адрес стал достоянием гласности.

По поводу остальных якобы переехавших чиновников Snopes пишет:

«Мы ожидали ответа о местонахождении других: госсекретаря Марко Рубио, министра обороны Пита Хегсета, министра армии Дэниэла Дрисколла, министра ВМС Джона Фелана и заместителя начальника штаба Белого дома Стивена Миллера. Мы обновим этот отчет, если они ответят. <…>
Слух появился после публикации в The Atlantic 30 октября 2025 года. В тот же день The New York Times опубликовала собственную статью, подтвердив некоторые детали, впервые опубликованные The Atlantic, и дополнив другие. Мы связались с авторами обеих статей, чтобы узнать, как им стало известно о переезде нескольких сотрудников администрации Трампа на военные базы. Ждем ответа».

Публикация Snopes датирована 3 ноября 2025 года. На 10 ноября обновления нет, так что информация о массовом переезде остается неподтвержденной, базирующейся на одном анонимном источнике. Более того, The Atlantic в той самой статье, откуда Киселев и взял сведения о переезде, отмечает, что ничего необычного в такой практике нет: на территории военных баз жили министр обороны при Джордже Буше-младшем и Бараке Обаме Роберт Гейтс, первый министр обороны в первый срок Трампа Джим Мэттис, госсекретарь в первый срок Трампа Майк Помпео. Журналисты лишь сочли, что сейчас таких переездов необычно много. На это Киселев предпочел не обратить внимания.

В этом же сюжете Киселева есть и другие утверждения, расходящиеся с реальностью. Рассказывая о движении Black Lives Matter как одном из источников политически мотивированного насилия, он сообщает:

«… Массово, словно на Украине, стали рушить памятники историческим деятелям. Главная жертва — генерал Ли, командовавший войском южан в Гражданской войне 1861–1865 годов. Мол, он за рабство. Генерал, правда, с началом войны своих рабов распустил, но какая разница?»

История о том, как Ли освободил своих рабов, взята, видимо, из его биографии, изданной в 1934–1935 годах. Историк Наталья Басовская, скорее всего, тоже опираясь на эту работу, писала в книге «Человек в зеркале истории»:

«Характерно, что Ли, причастный к семейству Вашингтона и не чуждый прогрессивных идей, своих собственных рабов освободил. Но он не выступал против института рабства, понимая, что отказ от использования рабского труда экономически подрубит его любимый цветущий Юг».

Но, похоже, апологетически относившийся к своему герою биограф Даглас Фримен был неточен. Дженнифер Пейдж из Университета Salve Regina в Ньюпорте, штат Род-Айленд, в 2019 году писала в статье «Забытые грехи Роберта Э. Ли: как икона конфедератов превратилась в американскую икону»:

«Бòльшую часть своей взрослой жизни Роберт Э. Ли был рабовладельцем, унаследовав тридцать рабов в возрасте 22 лет после смерти матери. Это был факт, от которого он пытался дистанцироваться в течение пяти лет между окончанием Гражданской войны и своей смертью в 1870 году.
Также стоит отметить связи Роберта Э. Ли с рабами, ранее принадлежавшими Джорджу Вашингтону и его потомкам. После смерти Джорджа Вашингтона Парка Кастиса <сын Джона Парка Кастиса, сына первой леди от первого брака. — The Insider> в 1857 году исполнение его завещания и его имущество перешло в руки генерала Ли. Толкование завещания Кастиса было в лучшем случае шатким. Кастис оставил свои владения в поместье Арлингтон своей дочери Мэри Анне Рэндолф Ли. Два других его поместья, Уайт-Хаус и Романкок, достались его внучкам. Каждой из четырех внучек Кастис оставил по $10 000, которые должны были быть выплачены после того как поместье будет очищено от долгов. Чтобы еще больше усложнить завещание, Кастис также предоставил своим рабам свободу „в наиболее подходящем и надлежащем порядке” в течение периода, не превышающего пяти лет после его смерти. Формулировка оставляла простор для толкования и еще больше усугубляла разочарование Ли, так как долги Кастиса на момент смерти составляли от $11 000 до $12 000. Ли истолковал завещание таким образом, что рабы получат свободу только после того как имущество будет урегулировано, а наследство выплачено каждой из четырех внучек. Однако в мае 1859 года окружной суд постановил, что рабы имеют право на свободу через пять лет, независимо от того, были ли выплачены завещанные деньги. Судебное толкование оставило Ли ответственным за использование земель и порабощенных людей для сбора средств на завещания и в конечном итоге определило тип рабовладельца, которым стал Ли. <…>
Фримен не нашел налоговых списков после 1847 года на рабов Ли, поэтому он предположил, что все они были освобождены к 1847 году. Более того, Фримен опирался на свидетельство доктора Джона Лейберна из Вашингтонского и Ли-колледжа, который утверждал, что Ли освободил всех своих рабов до Гражданской войны. Однако современные историки отмечают, что три факта неоспоримы: Ли лично держал рабов как минимум до 1852 года; он использовал рабов Кастиса, чтобы погасить наследство и долги, оставленные Джорджем Вашингтоном Парком Кастисом; и Ли путешествовал с порабощенными чернокожими людьми в качестве личных слуг на протяжении всей Гражданской войны. Эти три факта прямо противоречат образу Ли, нарисованному Фрименом».

В начале сюжета Киселев зачем-то решил дать краткую справку о Нью-Йорке в контексте урбанистики:

«О самом драматичном — в Нью-Йорке. Чуть не сказал — в мегаполисе Нью-Йорк. Но, строго говоря, мегаполис — это город с населением более 10 млн человек. Например, Москва — крупнейший мегаполис Европы — порядка 13,5 млн человек на постоянной основе. Кроме нас, правда, в Европе есть лишь еще один мегаполис — это Париж. Там примерно 11,5 млн жителей. У всех остальных городов Европы население меньше 10 млн. Так что в США вообще нет мегаполисов. Звучит странно, но все же, хоть и не мегаполис, но Нью-Йорк в США — самый большой город. Там 8,5 млн».

Четкой дефиниции мегаполиса не существует. Иногда говорят, что это то же, что мегалополис, — крупная городская агломерация, а население агломерации Нью-Йорк — Ньюарк превышает 18 млн. Иногда так называют любой город с населением больше 1 млн (применительно к единицам измерения приставка мега- означает миллион; так, мегагерц — это 1 млн герц). Впрочем, в стравочнике ООН «Города мира в 2018 году» можно найти определение megacity как города с населением больше 10 млн человек.

А вот в европейских мегаполисах Киселев откровенно запутался. Крупнейшим городом Европы считается Стамбул с населением 15,8 млн. Впрочем, он расположен на обоих берегах Босфора и, следовательно, его восточная часть географически находится в Азии, так что тут вопрос спорный, но в европейской части живет около ⅔ горожан, так что ее население все равно больше 10 млн. А вот Париж Киселев спутал с Большим Парижем, агломерацией. Сам Париж — сравнительно небольшой город внутри окружной дороги (Boulevard périphérique), построенной примерно на месте снесенной городской стены. Его население — всего лишь 2,05 млн человек.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari